Во время генеральной уборки обнаружила тонкую самиздатовскую книжечку - воспоминания бывшей артистки тюменского областного кукольного театра Зои Миловидовой. В прошлом январе театральный коллектив отмечал ее 90-летний юбилей. Несмотря на почтенный возраст, Зоя Алексеевна держалась молодцом, давала интервью, очень интересно рассказывала о своей прошлой работе, была в курсе, чем сейчас живет труппа. Оказывается, старейшая актриса тюменского кукольного еще иногда ходит на спектакли в качестве зрителя.
Воспоминания «Театр кукол - моя жизнь» содержат много интересных исторических фактов, которые уже сейчас трудно найти даже в интернете: помню, никакие гуглы и яндексы не могли мне сказать, как же звали легендарную актрису тюменской драмы Е. Стивину. Поэтому выкладываю книжку сюда (она тоненькая, не надорвусь) - а вдруг кому пригодится. Фрагменты еще не напечатанных воспоминаний были опубликованы в театральном журнале «Страстной бульвар, 10» (проект Союза театральных деятелей РФ). Разумеется, я ничего не правила, кроме явных ошибок, и не сокращала, кроме стихов в конце книжки, которые, на мой взгляд, могут испортить впечатление от прозы.
Зоя Миловидова
ТЕАТР КУКОЛ - МОЯ ЖИЗНЬ
ОТ АВТОРА
Недавно меня попросили написать воспоминания о Тюменском театре кукол.
- А действительно, - подумалось мне, - надо зафиксировать на бумаге то, чему я была свидетельницей. Людей, которые стояли у истоков театра, почти не осталось в живых. Никто, кроме меня, наверное, уже не расскажет о том, что история этого храма искусств удивительна: она тесно связана с освоением тюменских недр. Актеры-кукольники оказывались там, где били первые фонтаны нефти и газа и где на болотах в вечной мерзлоте строились первые поселки...
Расскажу, не придерживаясь хронологической последовательности, о некоторых моментах жизни Тюменского областного кукольного театра и его актерах.
МОЙ «ВТОРОЙ ФРОНТ»
Именно «вторым фронтом» мне хочется назвать те 15 лет, которые я посвятила тюменскому кукольному театру. Прожив без малого 90, пройдя Великую Отечественную войну и отдав сорок лет актерской работе, могу с уверенностью сказать: люди, стоявшие у истока театра кукол в Тюмени, совершили настоящий подвиг. О нем необходимо помнить.
Передо мной постоянно образы моих учителей в театре кукол: Нины Орловой, Александра Глебова, Дмитрия Силина... Не забываю коллег, которые еще живы. Это Наливайко Люся, Костяева Эля, Коростелев Володя, Тарасов Коля. В 1960 1970-е годы во время активного освоения Тюменского севера наша кукольная труппа побывала там, куда не решались поехать другие театры. Сотни километров бездорожья, постоянная опасность утонуть в болоте или замерзнуть за Полярным кругом... Негде поесть, негде приклонить голову... И все эти испытания с радостью преодолевались ради зрителей, неизбалованных спектаклями, ради тех, кто нас с нетерпением ждал. А это геологи и нефтяники, жители промысловых поселков, рыбаки и оленеводы из числа коренного населения.
Каждый раз, когда я бывала на Тюменском севере, мне казалось, что второй раз прееживаю годы Великой Отечественной. Сначала, дорогие читатели, расскажу подробнее о своем первом фронте. Война застала меня на гастролях в Юрьевце на Волге. С гор было видно зловещее зарево пожара: это горел от немецких бомбежек огромный по территории Горьковский автозавод. Нашу труппу вернули в Кинешму Ивановской области, где мы работали. По приказу Ивановского отделения культуры нас сразу направили в Ивановский большой драматический театр. Дело в том, что мой муж Николай Миловидов был ведущим актером театра, коммунистом, воспитанником колонии Феликса Дзержинского. Такие люди были нужны в областном центре. Там же он стал секретарем парторганизации и председателем военно-шефской комиссии. В Иваново уже поступало большое количество раненых с фронта. Актерам предстояла огромная работа: успокаивать людей, поддавшихся панике от внезапного нападения врага. Коллектив театра был разбит на две группы. Одна работала в театре, госпиталях и везде, куда поступали раненые, а вторая ездила по Ивановской и Московской областям. Вокруг столицы горели деревни, люди какое-то время были в панике Остались женщины, дети, старики, которых надо было поддержать.
Я оказалась с теми актерами, которые ездили, а, вернее, ходили от одной деревни до другой, так как машины и лошади были на фронте. Помню, как наш театральный реквизит тащила лошаденка с большим животом. Я думала, что она беременна, и даже из жалости слезла с повозки и шла рядом. Но это оказался конь, распухший от голода. Он упал при превом овраге. И весь скарб актеры потащили на себе...
Мы показывали смешные комедии и патриотические пьесы. А еще готовили на ходу агитационные выступления «на злобу дня», бодро играли сценки из сельской жизни, пели куплеты и частушки. Именно в первые годы войны, среди разрухи находились самые благодарные зрители. Горели деревни, родные и близкие гибли на передовой, а женщины и дети, глядя на представление, смеялись. Актеры чуть не плакали от радости, что сумели дать нуждающимся людям хотя бы глоток жизни.
На холодном севере тюменского региона нас встречали так же горячо. Нашего приезда с нетерпением ждали до ночи. И даже в поздний час каждая избушка под названием «клуб» наполнялась зрителями.
Местные жители много раз вытягивали из непроходимой грязи наш скромный «гастрольный» автобус. мальчишки сломя голову бежали навстречу, помогали нести софиты и театральный реквизит. А потом, шмыгая носами, толпились у крыльца сельского клуба, не имея 20 копеек на билет. Конечно, актеры, стоявшие на входе, тайком от администратора запускали в зрительный зал эту горе-команду. И это были самые благодарные зрители!
Кукольный мир открывался детям впервые. Подростки, да и взрослые с удовольствием смотрели «Сэмбо» и «Маугли», хотя для них мы привозили драматические постановки.