Три идеи. 1. Древо Познания Добра и Зла

Nov 13, 2007 17:45

 Однажды на лекции по истории религий я получила ответ на вопрос, мучивший меня с детства. В Библии сказано о Древе Познания Добра и Зла.
 Случившееся с Адамом и Евой казалось мне странным. Если они отведали плод от Древа Познания Добра и Зла, то должны были узнать, что есть добро, что есть зло - тогда неясно, почему у них сразу возникло столько сложностей и они не смогли больше жить в раю. Меня так воспитали, что познание всегда было для меня самым достойным из занятий, и намек на агностицизм в Библии был мне странен и неприятен. Мне не казалось, что Бог мог всерьез рассердиться на людей за попытку познания - он представлялся мне слишком мудрым и совершенным для такого тупого тиранского отношения. Кроме того, предупреждение Бога как-то уж слишком подозрительно напоминало скрытый намек, что именно это и следует сделать. Всегда в сказках условие «не смотри на меня ночью», «не ходи в ту комнату» и так далее приводит именно к тому, что именно запретное будет сделано. Бог не мог не догадываться, к чему приведет его предупреждение - в этом случае он не был бы всеведущим. И зачем он вообще держит в Эдеме это дерево, если от него нет никакого толка, если никак нельзя воспользоваться его плодами. Тем более неясно, как он именно на этом, таком особом дереве терпит Змея, если этот Змей - недопустимое зло.
Нельзя было - не хватало духу и наглости - отмести ни Библию, как что-то неверное, ни стремление к познанию, как ошибочный путь. Оставался третий вариант, представлявшийся мне наиболее вероятным: что-то я тут не понимаю…
 На лекции преподаватель рассказал, что в иврите, чтобы описать целое, перечисляют его составные части (наверное поэтому людям, принадлежащим к иудейской культуре и, тем более, знающим иврит, так легко дается математика - она родственна приничпам языка и, как следствие, мышления). Добро и зло в сумме составляют все на свете (по крайне мере, с точки тех, кто писал Библию). Плоды Древа Познания Добра и Зла открывают дорогу к познанию как таковому. Наверное, именно тогда человек стал мыслящим, разумным. Кроме того, нам было сказано на той же лекции, что то, что Змей дал Еве яблоко - издержки перевода вследствие разной фауны у нас и земле Израиля. На самом деле, плодом Древа Познаня Добра и Зла был гранат.
 Люди были изгнаны из рая совсем не в том смысле, что они больше не были его достойны оттого, что стали «плохими». Они сами не могли больше жить беззаботно и легко, наслаждаясь всем окружающим, так как научились мыслить. Рай больше не был раем для них, он не радовал их больше, он отторгал их. Кроме того, людям, причастным теперь к процессу познания, негоже было предаваться праздности в идеальных условиях, они должны были испытать боль, соприкоснуться с миром иначе, чем в раю, жить и узнавать, узнавать, узнавать, мучиться, думать, чувствовать. Ведь известно и сейчас, что чем меньше человек задумывается, тем счастливее и легче он живет, и жизнь находящихся в непрестаннном раздумьи и поиске, представляется ему сущим адом.
 Бог создал людей отличными от животных, он ждал от них чего-то иного, он подсказал им, что существует Древо Познания Добра и Зла, подтолкнул их к тому, чтобы разум их пробудился и они стали развиваться. Иначе человека вообще не стоило создавать, самых разных животных было и так достаточно. Кроме того, Бог создал человека по образу и подобию своему, а значит люди предназначены для того, чтобы мыслить, совершенствоваться, творить. Первый шаг к этому - обретение разума и становление на путь познания.
Именно Змей соблазнил Еву плодом Познания. Я привыкла, что между разными мифологическими картинами мира должны быть фундаментальные сходства. В Индии особые змеи - Наги - почитаются, как хранители Изначального Знания, которое нельзя было открыть сразу и всем. Наги охраняют эти знания и очень дозированно открывают свою сокровищницу очень отдельным сущностям. Наг сидит на Древе Познания Добра и Зла и соблазняет познанием как таковым, но не дает ответов на все вопросы, не раскрывает все тайны мира, а заставляет человека стать мыслящим существом. И он ни сколько не врет, когда убеждает Еву, что это нормально и не надо бояться запрета Бога.

рай, Наги, Библия, познание

Previous post Next post
Up