Японский школьный учебник по домашнему хозяйству

May 12, 2017 14:56

А вот, друзья, скажите, распространены ли сейчас в школах учебники, которые объясняют в целом что к чему в этой жизни? Я из школьной программы помню жуткий предмет ОБЖ, на котором нам показывали зеленый противогаз, и Труды, на которых мы шили фартук. Точнее, мне в основном его шила бабушка, это было очень сложно, и кроме фартука я ничего не запомнила..."Труды" эти были предметом расплывчатым и неконкретным, поэтому целиком зависели от индивидуальности преподавателя.
Тут в Японии учебный год начинается с апреля, и вот на днях я у подруги увидела учебник по новому предмету, который появился у ее 11-летнего сына в 4 классе. Это Kateika - Домоводство. Я его листала с таким восторгом! Правда, поняла, что не факт, что я бы со своим бурным хозяйством, домом и огородом смогла бы адекватно ответить на контрольные вопросы по итогам учебного года ))) Предлагаю вам тоже полистать учебник и посмотреть, чему учат японских школьников по хозяйству.

Что меня сразу покорило - предмет не дифференцируется на девочек и мальчиков. Мне это очень нравится, считаю убогим в 21 веке сам намек на то, что мальчикам пила, а девочкам поварешка. Тем более, если учесть, сколько в Японии женщин-водителей тяжелой техники, к примеру.
И еще мне понравилось, что учебник дает комплексное представление о бытовой части существования. Найти рецепт супа или как сшить фартук - это ведь не проблема, и дети 10 лет тоже это понимают. А вот как понять, когда пора идти за покупками, с какой стороны подступиться к кухне, как эффективнее делать уборку - эту информацию без рекламы и всяких гламурных перекосов найти в одном месте не так просто. Более того, я еще недавно купила Кате книжку, энциклопедию что-то вроде "Как стать клевой девчонкой", там даже расписано, чем можно заняться в выходной, когда лучше встать, как распределить день. У детей нет этого опыта, и он не всегда доступен им от родителей, к тому же бывает, что рекомендации родителей воспринимаются в штыки, в отличие от книжки с картинками. В общем, по таким учебникам сориентировался бы даже маугли. Лично для меня это прямо открытие! :)

Итак, смотрим. Я взяла страницы вразброс, они не соответствуют внутренней логике учебника. Начну с главы о семейном чаепитии - в учебнике объясняется, что это важная часть отношений в семье, когда все, устав от дневных дел, могут отдохнуть и пообщаться, и именно чай и легкие закуски к нему становятся объединяющим звеном. Ребенку предлагается организовать такое чаепитие, а это значит - подумать, сколько нужно приборов, что приготовить, как правильно заварить и подать чай.




На этой странице дается информация о чае и о распространенных вариантах десерта, причем именно в японском стиле: йогурт с фруктами (?!), бисквит кастелла, пирожочки с бобовой начинкой, бобовый мармелад ёкан. Вкратце написано, в каких префектурах Японии производят много чая.




Глава о принципах питания, о питательных веществах и о том, откуда что берется. К слову, в Японии есть правила, за следованием которым воспитатели и учителя стараются строго следить: это необходимость есть все, что дают, без капризов "люблю-не люблю" и необходимость доедать до конца то, что дала мама или подали в столовой. В принципе, все в пределах разумного, но я неоднократно читала у русских родителей о больших проблемах, связанных с этим, ведь все мы прекрасно знаем, что бывает, если человек (и необязательно ребенок!) терпеть не может и просто не ест какой-то определенный продукт, или просто нет аппетита. Мне самой принуждение к еде кажется очень страшным явлением, очень надеюсь, что оно обойдет нас стороной.




Тут простым языком объясняется про белки-жиры-углеводы и витамины




Глава про основные японские продукты - рис и мисо. Примеры блюд, где используется мисо




Как сварить даси и мисо-суп с нуля. Справитесь?










А вот теперь варим рис! Учебник, конечно же, объясняет, что раньше рис варили так и сяк, а теперь есть рисоварка, но иногда в современной Японии кое-где все-таки варят рис на огне в простой кастрюле.
так вот. Рис - 80 г или 100 мл, вода - 120 г или 120 мл.




Рис необходимо несколько раз промыть в проточной воде, пока сливаемая вода не станет прозрачной, потом залить необходимым количеством воды и замочить на полчаса. Затем включить сильный огонь и закрыть крышкой. Через 2-5 минут после начала нагрева убавить огонь до среднего, варить 5-7 минут. Потом 15 минут на слабом огне, потом 10 минут на выключенной плите, крышку не открывать! Затем обязательно лопаткой или ложкой взрыхлить рис.




Перед варкой риса, конечно же, была глава о том, какая посуда существует в домашнем хозяйстве и для чего она.




А это - о том, как прибираться после готовки на кухне. Рекомендуют пищевые отходы сушить на солнышке, чтобы они занимали меньше места. Однако...




Чрезвычайно важная глава о том, как поддерживать порядок в канцелярских принадлежностях. Разобраться: что нужное, что нет, что уже испортилось и это нужно сдать в переработку или выкинуть.




Слезы умиления катятся по щекам. Уборка школьного рабочего места.




Разнообразие видов мочалок и чистящих средств. Кстати, школьники после уроков каждый день делают полную уборку в школе, в том числе туалетов и коридоров.







Одежда пачкается изнутри и снаружи. Какие места быстрее загрязняются, как расшифровать знаки на ярлыке.




Принципы подбора одежды по сезону




Много внимания уделено тому, как прогреть себя и помещение зимой и охладить летом. Это говорит о том, что не все японцы живут в режиме двух кнопок на кондиционере "холодный воздух" и "теплый воздух", в учебнике есть даже схема как делать сквозняк, чтобы быстрее охладить комнату. А в качестве советов для зимы - "наденьте теплые тапочки" и "теплые цвета штор создают ощущение тепла". Это смех сквозь слезы и издевательство над многими, у кого в старых домах температура воздуха такая же, как и снаружи - 3-5 градусов тепла.




Про покупки, очень важно! Самое близкое и понятное школьнику - это его пенал (счастливцы! Потом начнется: сумка одна, сумка вторая, косметичка, бардачок). Пора ли его поменять, куда за ним пойти, покупать ли сразу или подкопить денег, или дождаться скидки? Все эти вопросы предлагается проанализировать.




И потом учебник предлагает принципы совершения покупок. Не покупать то, без чего можно обойтись, покупать именно то количество, какое требуется и тд. Все четко, без нравоучений. И еще жизненная информация о современных вариантах оплаты без наличных, о том, какая информация отображается на чеке.




Немного рукоделия тоже есть: закладка, ланч-мат.




Все вспоминаю девушку, которая в прошлом году ходила со мной на курсы японской домашней кухни. Ее на них отправила свекровь вскоре после свадьбы, потому что невестка даже не умела держать нож. Какая у нее, интересно, оценка по этому предмету была....:)

жизнь в Японии, японская кухня

Previous post Next post
Up