Мы рады сообщить о том, что диск с записью кантаты для меццо-сопрано, хора и оркестра Сергея Прокофьева «Александр Невский» (MEL CD 10 01831, 1 CD), выпущенный «Фирмой Мелодия», отмечен специальной наградой «Золотой камертон» французского журнала «Diapason». Уже не в первый раз продукция Мелодии получает эту престижную награду, и мы очень рады тому, что наши работы высоко ценятся за рубежом.
Перевод публикации в журнале «Diapason» №95, октябрь 2011
«В 1938 году композитор Сергей Прокофьев и режиссер Сергей Эйзенштейн рука об руку работают над музыкой к кинофильму «Александр Невский». Это идеальный тандем, настоящий шедевр!
Кинорежиссёр добился того, чтобы музыка «на удивление пластичная и податливая, не стала просто звуковым фоном, однако удивительным способом характеризовала развитие событий, их многоплановую и динамичную структуру, в которой заложены и эмоции». Как только была закончена партитура музыки к фильму, Прокофьев выделил из композиции один фрагмент - кантату, которая в будущем станет одним из его самых известных произведений. В качестве самостоятельного произведения кантата прославилась в 1960 году и впоследствии не была забыта. В Праге чешский дирижёр Карел Анчерл даёт своё прочтение произведения - прочтение острое, колкое, суровое, а четыре года спустя Евгений Светланов ответит ему из Москвы своим видением данной композиции, также временами жестоким и пугающим. Однако, чешская версия издается постоянно, а русская версия не получила должного внимания и распространения, разве что в Англии, однако, и во Франции (диски французского музыкального издательства Chant du Monde) данное прочтение произведения получило гран-при от организации Académie du Disque в 1970 году.
И вот оно появилось вновь! И снова в прекрасном звучании. Если Анчерл продолжает нагнетать и делать упор на модернизм, Светланов работает с хором Юрлова, количество участников которого заставляет звучать «Ледовое побоище» совершенно иначе (надо ли говорить о том, что победа Александра Невского над тевтонским завоевателем в 1938 году оказывает удивительное воздействие на людей и будоражит их умы).
Более того, этот неудержимый порыв исполнения «Крестоносцев во Пскове», эта эмоциональная поддержка в исполнении Ларисы Андреевой в страдании «Поля мёртвых» - чёрная, мрачная, тяжёлая поэзия, которая оканчивается лишь с «Въездом Александра во Псков». За очевидной пропагандой стоит весь ужас той войны. И именно этот ужас возвращает произведению его законное место в истории. Добавление «Здравицы» (кантата была написана в 1939 году к празднованию шестидесятилетия И.В. Сталина) не имело бы никакого смысла, если бы Светланов не вложил в неё свою знаменитую энергетику, доводящую до опьянения. Великий диск, которому суждено стать бессмертным».