До наступления XX столетия альт считался в большей степени ансамблевым, чем сольным инструментом. Ситуация коренным образом изменилась в XX веке, когда на концертной эстраде заблистали имена выдающихся альтистов-виртуозов, среди которых и русские исполнители: Ф. Дружинин, Ю. Башмет, Ю. Крамаров, М. Кугель, И. Богуславский и другие. Возродившийся интерес к альту проявился и в большом количестве переложений для альта музыкальных произведений прежних столетий. Несколько удачных переложений представлены в данном альбоме альтовой музыки.
Михаил Кугель - автор Концерта для альта с оркестром, Сонаты для альта, Сонаты для фортепиано, Сюиты, Квартета, Камерной симфонии, Дуэта, камерной музыки, каденций к альтовым концертам, переложений, а также множества виртуозных пьес.
Джованни Баттиста Мартини - известный итальянский композитор, музыковед, певец, скрипач, клавесинист и капельмейстер. Замечательный образец его инструментального наследия - Соната ля минор для виолончели и чембало - демонстрирует уже происшедшее к тому времени слияние жанров sonata da chiesa и da camera.
Перу Иоганна Себастьяна Баха принадлежит около сорока сонат для различных инструментов. Большинство из них возникло в кётенский период творчества композитора. Три сонаты для виолы да гамба и чембало, BMW 1027-1029 были созданы в Кётене около 1720 года. В них Бах далеко опередил своих итальянских современников, придав клавесину, выполняющему скромную функцию генерал-баса, значение равного ансамблевого партнёра струнного инструмента
Соната Паганини, представленная в программе диска, в оригинале написана для большого альта с оркестром. Известно, что помимо блестящего владения скрипкой, Паганини свободно играл на гитаре и альте. Специально для него Берлиоз написал симфонию для альта с оркестром «Гарольд в Италии».
Соната для альта и фортепиано Михаила Глинки - дышит свежестью и чистотой мелодических линий. Глинка трудился над ней в преддверии трагических событий конца 1825 года.
В заключение программы диска звучит популярная Кармен-фантазия Франца Ваксмана, в оригинале написанная для скрипки и оркестра.
ДЖОВАННИ БАТТИСТА МАРТИНИ (1706-1784) Соната ля минор для виолончели и чембало, соч. 19 №3 (переложение для альта и фортепиано и редакция Юрия Крамарова) (1 - 3)
И.С. БАХ (1685-1750) Соната №1 соль мажор для виолы да гамба и чембало, BMW 1027 - 1029 (переложение для альта Бориса Доброхотова, редакция партии альта Михаила Кугеля) (4 - 7)
НИКОЛО ПАГАНИНИ (1789-1840) Соната до мажор, соч. 35
(редакция Ульриха Дрюнера, каденции к I и II частям Михаила Кугеля) (8 - 10)
МИХАИЛ ГЛИНКА (1804-1857) Соната для альта и фортепиано (неоконченная) (11 - 12)
ФРАНЦ ВАКСМАН (1906-1967) «Кармен», фантазия на темы оперы Жоржа Бизе
(редакция Яши Хейфеца - Михаила Кугеля) (13)
Общее время звучания: 67.00
Михаил Кугель, альт; Сергей Лещенко, фортепиано (1-7) Елена Кузнецова, фортепиано (8-13)
Записи 1979 (1- 7), 1989 (8-13) гг. Звукорежиссёры: Ю. Стельник (1-7), П. Кондрашин (8-13)