Звукорежиссеры - профессия и творчество

May 26, 2009 12:50




Звукозапись с точки зрения современной советской звукорежиссуры не просто звуковая фотография музыкального произведения. Такая запись сегодня никому не нужна. Задача звукорежиссуры и ее мастерство заключаются в том, чтобы слушатель диска, находясь у себя дома, как бы перенесся в концертный зал или оперный театр, очутился в акустической атмосфере, соответствующей эпохе, жанру, стилю того или иного музыкального произведения, увидел перед собой сцену, артистов, оркестр, услышал все тончайшие нюансы музыкальной ткани, которые порой теряются даже на самых лучших местах концертного зала. Слушатель должен получить полную компенсацию отсутствующего зрительного ряда, присутствовать на безупречном и вдохновенном исполнении произведения. А помочь осуществлению этого может именно звукорежиссер, воссоздающий с помощью сложной техники слышимую им внутренним слухом звуковую картину.
Первопроходцами в таком подходе в звукопередаче были звукорежиссеры Александр Гроссман и Давид Гаклин, работавшие на Всесоюзном радио после окончания очень недолго просуществовавшего радиофонического факультета Московской консерватории. Записанные ими на радио в 50-х - начале 60-х годов оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, "Война и мир" Прокофьева, "Катерина Измайлова" Шостаковича (А. Гроссман), "Князь-Игорь" Бородина, "Любовь к трем апельсинам" и "Обручение в монастыре" Прокофьева (Д. Гаклин) получили широкое международное признание, будучи изданы на грампластинках, удостоенных Гран-при парижской Академии грамзаписи имени Шарля Кро. Появление стереофонической записи значительно расширило задачи и возможности звукорежиссуры.
Профессиональный музыкант, имевший большой опыт оркестрового и камерного исполнительства, И. Вепринцев, возглавив в 1964 г. звукорежиссерскую группу Всесоюзной студии грамзаписи, поставил основной задачей совместную творческую работу звукорежиссера и исполнителя. Он прекрасно понимал непреходящую временную ценность "звучащего художественного документа"; крупнейшие исполнители и дирижеры были полностью солидарны с ним в этом. В связи с открывшимися возможностями для интереснейшей творческой работы А. Гроссман и Д. Гаклин приняли предложение оставить радио и перейти на грамзапись. Их помощь настолько улучшила качество записей, что кривая экспорта наших дисков сразу пошла вверх. Премиями Академий грамзаписи были отмечены балет "Золушка" Прокофьева и все его симфонии, а также кантата "XX лет Октября", две пластинки произведений Свиридова для хора, опера Мусоргского "Хованщина" (И. Вепринцев), все симфонии Чайковского, "Всенощное бдение" Рахманинова (А. Гроссман), симфонические произведения Глинки (Д. Гаклин) и ряд других записей.
В отличие от большинства зарубежных студий, где звуковым материалом распоряжается звукорежиссер, а за микшерским пультом работает инженер, в советской звукозаписи звукорежиссер сам занимается и микшированием, и микрофонами, и музыкой. Несмотря на такую усложненность работы, художественный результат получается весьма высоким. Зарубежные рецензенты обычно отмечают в наших записях удачное сочетание общего музыкального решения, тщательность отработки всех компонентов записи, точность акустической интерпретации, красоту звучания и часто ставят нашим записям самые высокие баллы.
Звукорежиссеры Всесоюзной студии грамзаписи в основном специализируются на определенных жанрах и работают, как правило, постоянно со "своими" исполнителями и композиторами, хотя выполняют и другие записи.
Так, И. Вепринцев осуществил запись на грампластинки большинства сочинений Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Щедрина, Шнитке, шедевров русской хоровой музыки, многих опер, балетов, симфоний.
Его деятельность связана с именами Г. Рождественского, Е. Светланова, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Л. Когана, И. Козловского, И. Архиповой, Е. Нестеренко, с Московским камерным хором под управлением В. Минина, Государственным камерным хором Министерства культуры СССР под управлением В. Полянского и многими другими коллективами и артистами, в том числе и зарубежными. Записи Вепринцева получили более двадцати международных призов.
Лауреат Государственной премии композитор Р. Щедрин называет Вепринцева "одним из наиболее талантливых представителей новой музыкальной профессии, позволяющей в особых технических условиях претворять замысел композитора, особенности индивидуальной интерпретации исполнителя в реальное звучание и фиксировать это звучание в виде звукозаписи"; Щедрин отмечает "виртуозное владение" Вепринцевым "микрофонной техникой", его "огромную музыкальную эрудицию".
За заслуги в развитии советского музыкального искусства Вепринцеву присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".
Михаил Пахтер сделал ряд записей русских опер с коллективом Большого театра СССР: "Бориса Годунова" Мусоргского, "Ивана Сусанина" Глинки, "Евгения Онегина" Чайковского, "Каменного гостя" Даргомыжского. Он преуспевает в этом сложнейшем жанре, несмотря на отсутствие необходимых условий для такого рода записей. Пахтер много работает с выдающимися пианистами Т. Николаевой, М. Плетневым, А. Бахчиевым. Его работы дважды удостаивались международных призов.
Звукорежиссер Вадим Иванов посвящает себя работе в классическом и детском репертуаре. Он сделал записи оперы В. Беллини "Норма", большого количества хоровых произведений к 1000-летию Крещения Руси, записи ансамбля солистов Большого театра под управлением А. Лазарева, музыкальных спектаклей "Питер Пэн" и "Хелло, Долли!". Его творческий почерк отличается отменным акустическим вкусом. Альбом с записью хора под управлением Н. Матвеева получил Гран-при французской Академии грамзаписи.
Юрий Богданов - ведущий звукорежиссер по записи поп- и рок-музыки. Он хорошо владеет самыми современными средствами синтезирования, обработки звука, его пространственной реализации. Большим успехом пользуются записанные Богдановым рок-оперы А. Рыбникова "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".
Леонид Должников ведет на ВСГ основные литературно-драматические и политические записи. При его непосредственном участии записаны на грампластинки спектакли М. Шатрова "Так победим" (МХАТ им. М. Горького) и "Синие кони на красной траве" (театр имени Ленинского комсомола), серии "Шедевры мировой поэзии", "Страницы русской поэзии XVII-XX веков" записи выступлений И. Ильинского, Завадского, О. Табакова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского...
Старший звукорежиссер Ленинградской студии грамзаписи Герхард Цес главным образом работает с академическими симфоническими оркестрами Ленинградской филармонии, Театром оперы и балета имени С.М. Кирова, Ленинградской академической хоровой капеллой, Квартетом имени Танеева, камерными оркестрами, ансамблями и солистами. Мастерски передает в записи оркестровые тембры.
Ленинградский звукорежиссер Феликс Гурджи успешно записывает симфоническую, ораториальную, органную, камерную, а также детскую и поп-музыку. В своих записях он находит и подчеркивает наиболее интересные краски.
Михаил Килосанидзе работает на Тбилисской студии грамзаписи, представляя в грамзаписи достижения филармонической музыки Грузии. Симфонии Г. Канчели, программы дирижера Дж. Кахидзе, Камерного оркестра под управлением Л. Исакадзе, национальная хоровая музыка пользуются большим успехом благодаря точно и тонко продуманной звукорежиссером богатой акустической картине.
Энн Томсон на Таллиннской студии осуществил записи знаменитого мужского хора под управлением Г. Эрнесакса, камерных хоров Эстонии, серию записей эстонских старинных органов. Он мастер тембровых нюансов, его записи отличаются филигранной отточенностью.

Из книги "Мелодия" вчера, сегодня, завтра" - Издательство "Наука", 1989. - 78-82 страницы

аудиодиск, звук, легенды, история "Мелодии", журнал "Мелодия", cd, винил

Previous post Next post
Up