Путешествие в безумие и обратно

Mar 26, 2015 14:08

Недавно на глаза попалась книга с интересным названием «Путешествие в безумие и обратно». Ее написала девушка, переболевшая шизофренией и каким-то образом сумевшая выздороветь. Она не захотела открывать свое настоящее имя, потому что никто из ее знакомых и родных не знает о ее болезни, и подписалась Барбара О’Брайен. Мне эта книга показалась ценной тем, что в ней именно человек, сам прошедший через все это анализирует период болезни, предшествующие события и пытается ответить на вопрос, почему это случилось.

У меня, пишет автор, шизофрения развилась внезапно. Проснувшись поутру, она увидела у своей постели три серые туманные фигуры, которые на протяжении всей болезни указывали ей, что делать. Фигуры, эти, были пришельцами из другого мира. Мира, который пересекается с нашим и руководит действиями людей, правда обычно, не выдавая себя. И они должны были доставить ее на какой-то суд, так как она стала свидетелем его существования и представляла опасность разоблачения. Однако она понравилась операторам, как они себя назвали, и они решили ее спасти. Поэтому она сразу же покинула родной штат, не предупредив вообще никого, и долгое время путешествовала по США, умудрившись в день отъезда попасть в псих диспансер и, обхитрив врачей, выбраться оттуда. Затем, после недолгого скитания, все те же операторы предположили, что полиция их мира не станет ее искать в психиатрической лечебнице, и вот она добровольно туда приходит. Этот факт, стоит отметить по той причине, что ей отказали в госпитализации на основании, что она не является жительницей данного штата. Вот так просто. Душевно-больного человека, возможно представляющего угрозу себе и окружающим, отпускают с советом обратиться в клинику своего штата. Возможно, это был единичный случай, но тем не менее о чем-то это говорит). Однако, вместо этого, она нашла себе работу, сняла квартиру, и так и осталась жить с визуальными и слуховыми галлюцинациями. По их советам она пробовала обратиться в церковь и наконец попала на прием к психотерапевту. Но это случилось в момент, когда симптомы стали иногда пропадать на время, и все заведомо говорило о том, что болезнь идет на спад. Психотерапевт подтвердил данное предположение, и вскоре девушка вернулась к нормальной жизни. Этот краткий пересказ драматичной истории, интересен, но гораздо интереснее и важнее причины произошедшего.

До появления галлюцинаций, у автора книги были большие неприятности в личной жизни, сопровождающиеся стрессом и глубоким внутренним конфликтом. Когда она заболела, все волновавшие ее до этого проблемы, напрочь вылетели из ее головы. Но вскоре она обнаружила сходства между ее проблемами в реальной жизни и иллюзиями, которые она наблюдала.

« Я поступила работать в компанию Ноксов по ой же самой причине, что и многие другие. В одночасье компания превратилась в самое разветвлённое и процветающее дело. Доходы были баснословными, и над предприятием висел густой маслянистый запах денег.

Я только делала свои первые трудовые шаги и , как большинство начинающих карьеру молодых женщин, подумывала, как бы мне перебраться в более высоко-оплачиваемую категорию. Мне казалось, что с моей подготовкой у меня есть реальный шанс ухватить свою долю этого денежного пирога. Почти тут же появилась подсказка, как добиться желаемого.

Прошло несколько дней с начала моей работы, как фирма объявила о своих планах открыть новый конструкторский отдел. На должность начальника отдела пророчили Кена Раерса, приятного, немногословного молодого человека, сидевшего через несколько столов от меня. Он проработал у Ноксов меньше года.
Самое яркое воспоминание о Кене - это его голова, вечно склоненная над кипой бумаг. Наверное никто не проворачивает столько работы, сколько он.

Вспоминаю, как, глядя на торчащую из вороха бумаг темноволосую макушку, я подумала: «Так вот как это делается. Так мило и просто. Сидишь за столом и вкалываешь. Если приналечь и покорпеть восемь часов вместо шести, как предпочитают все остальные, то дело в шляпе.»
Размечтавшись, я уже видела, как и я через пару лет получаю очень недурную зарплату и провожу отпуск в Европе.

Однако, прошло около месяца и я и другие сотрудники, с удивлением узнали, что начальником отдела назначен невзрачный на вид, не выделявшийся особыми заслугами, но прыткий, Гордон. Мне было любопытно выяснить, в чем тут дело, и одна из сотрудниц шепнула мне, что Кен сказал про одного из Ноксов что-то ужасное. Нокс вызвал к себе Кена и устроил ему разборку. Кен взбесился и сказал, что только сумасшедший может поверить в такой бред.

Пришлось мне полностью пересмотреть свою теорию продвижения по службе. Оказывается, нужно обладать особой способностью, которая отсутствовала у Кена и которую он никогда не смог бы в себе развить. Это - искусство Оператора-крючколова.»

Вот мы и дошли до переплетения ее фантазий с реальными событиями.
Операторы, которых она видела, всячески конкурировали друг с другом, стараясь уничтожить противников, для продвижения в своей иерархии. Тоже самое мы наблюдаем в жизни девушки. Кстати, нечто подобное позднее произошло и с ней самой. Она получила небольшое повышение и стала предметов всяческого внимания со стороны конкурентов, желавших занять ее место.

Вот он, внутренний конфликт. Желание успешного будущего и нежелание заниматься интриганством, а еще страх. Страх самой попасться на кручок к «операторам-крючколовам».

Ученые уже долгое время ломают голову над причинами возникновения шизофрении. Сколько гипотез было рассмотрено и опровергнуто, а ответа все еще нет. И никакая статистика не может указать верного направления. Потому что по всему земному шару шизофренией болеют самые разные люди, независимо от возраста, пола, социального положения и уровня образования. И из каждых 100 жителей Земли один - шизофреник. Причем эта цифра - 1% больных от общего населения - стабильна для всех уголков нашей планеты.

Автор, сама, попыталась найти ответ на этот вопрос, изучив разные версии:

"В одном из номеров "Тайм" я наткнулась на любопытную заметку. "Отдав более полстолетия ярким исследованиям в области эмоциональных причин шизофрении, знаменитый цюрихский психиатр Карл Густав Юнг на прошлой неделе поразил научный мир и общественность своим сообщением, что, возможно, причины болезни следует искать в биохимическом отравлении".
Я несколько раз перечитала статью о докторе Юнге, и одно его замечание задело какую-то струну в глубине подсознания. "Поскольку нам не удалось выявить какой-либо психологически объяснимый процесс, отвечающий за появление шизофренического комплекса, напрашивается вывод о возможной токсической причине. То есть возможно появление физиологических изменений, если клетки мозга подвергаются непосильному эмоциональному Стрессу. Я полагаю, что в этом направлении находится непочатый край работы для ученых-первооткрывателей".
Мои знания о надпочечниках не простирались дальше смутных сведений о том, что выделяемый ими адреналин имеет какое-то отношение к дракам, к агрессивным инстинктам в человеке. Покопавшись в соответствующей литературе, я выяснила, что адреналин жизненно необходим организму, что он снабжает человека и других представителей животного мира мощными энергетическими импульсами, которые, например, помогают медведю защитить себя при неожиданной встрече с кугуаром или помогают человеку подавить страх при виде врага с помощью ярости, вызванной выбросом адреналина в кровь.
Надпочечники. Что же происходит, когда ваша здоровая, активная надпочечная железа автоматически срабатывает в стрессовых ситуациях? (Вспомним медведя, неожиданно встретившего кугуара. Об этом я читала в библиотеке. Медвежья железа начинает непроизвольно выбрасывать в кровь огромное количество адреналина, от чего медведь приходит в ярость. Кугуару и одного взгляда довольно, чтобы убедиться, что противник прямо-таки клокочет от ярости. Кугуар так же непроизвольно разворачивается, и давай Бог ноги).

Но что происходит, когда вы произвольно, сознательно управляете железой и не даете свободно излиться адреналину, чтобы привести в действие ваш язык или кулаки? Разве адреналин прекращает выделяться? Куда же поступает адреналин, если у него нет возможности дать выход своей энергии с помощью слов, кулаков или приступа истерии? Возможно, в моем случае, не найдя прямого применения, адреналин вызвал то самое отравление, о котором догадывался Юнг?
В этой теории было больше смысла, чем во всех вычитанных мною из книг. Я была рада, что нашла хоть какой-то ответ. Меня он вполне удовлетворял. Открытие, однако, вызвало у меня некоторое разочарование. Я почти смирилась с мыслью, что мне придется до конца дней ладить с Нечто, играя по его правилам - не слишком сложным, хотя и не всегда устраивающим меня на сознательном уровне. А теперь мне, видимо, надо научиться ладить с активно действующими надпочечниками путем бесконечных компромиссов."

Но к сожалению пришла к неправильному выводу. Хотя, в ее случае, она наверно и не могла прийти ни к чему другому, так как мышление непосредственно зависит от окружающих условий. В данном случае от господствующих представлений.

Конечно, адреналин может действительно принимать участие в биохимических процессах, происходящих в период болезни, это разбирать медикам. Тем не менее данное обстоятельство ни коем образом не является причиной болезни.

Из написанного выше видно, что заболевание - это последствие непринятия сложившихся на работе отношений. Другими словами причина заключается в невозможности разрешить данное противоречие другим путем. Ведь шизофрения это болезнь, относящаяся к расстройству личности. А личность человека основана на единстве и борьбе сложившихся в обществе отношений и индивидуальных качеств. И поэтому, невозможно определить причины, наблюдая людей в отдельности от всего общества, установившихся в нем отношений, причем в первую очередь производственных и путем сложения схожестей сделать обобщающий вывод. Искать истоки различных психических заболеваний необходимо в общественном устройстве.
Previous post Next post
Up