Лежать звездочкой на пляже во время отпуска - эта история не обо мне. А вот отмотать 300 километров на велосипеде за несколько дней - это уже ближе к истине. Этот отпуск и указанную дистанцию я провела на отрезке Таллин-Нарва, относящийся к национальному маршруту номер 1 и международному маршруту
Евровело 10.
В прошлом году мы с компаньоном
as_kirillov уже посягали на этот маршрут. Но тогда мы не прошли его в полном объеме. Нам помешали неполная экипировка, всего лишь три дня для путешествия, слабая физическая подготовка. Так что в этот год мы успешно проделали работу над ошибками: учли все прошлые ошибки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/21345/21345_900.jpg)
Поэтому наши прекондишены включали в себя:
- Достаточное количество дней, а именно 5 штук. Автобус из Санкт-Петербурга уходил во вторник, 17 июня, в 22.30, а вернулись обратно в город днем в воскресенье, 22 июня.
- Экипировка - это отдельный большой и больной вопрос. Тут нам понадобились и велосипедные багажники - велоштаны, и дождевики (использовались каждый божий день по прямому назначению, так как с погодой у нас договориться не получилось), и многие другие велосипедные штуки. Были протестированы велобахилы Polartec: сама по себе вещь полезная, так как всегда есть желание оставить ноги сухими в любых погодных условиях, но данная модель теста не выдержала, точнее не выдержали швы и приказали долго жить. Случилось это из-за неправильного использования: их хозяин не только надевал их на какие-то обычные кеды, но еще и смел ступать в бахилах по земле, а ни одни калоши такого обращения не выдерживают.
Также была протестирована велоодежда, приобретенная по случаю. Я пробовала женские велотрусы (велошорты) с памперсом и осталась ими полностью довольна, так как они решают все основные проблемы - потертости и нагрузка в тех областях организма, куда трусы надеваются. Сходные чувства обуревали Семена по поводу его мужских велотрусов на подтяжках, ака трико. Хотя заживляющую мазь он у меня спрашивал, но я решила не интересоваться, на какие именно места он ее наносил.
В целом, полностью экипированный велосипед - это маленькое автономное жилье и транспорт в одном флаконе. Здесь есть все - и велокомпьютер, и спец одежда, и еда, и палатка, и лекарства. Кстати, чтобы ездить в далекие путешествия, не обязательно иметь дорогой велосипед. Главный критерий велосипеда - это его удобство и приспособленность к намеченным дорогам.
- Расширенный состав экспедиции: в этот раз нас оказалось пятеро - как я уже отмечала в предыдущем посте, это были я, niktl, pchelkin_s, as_kirillov и его коллега. Говорят, что мы нарушили баланс сил тем, что взяли на одного человека больше, чем нужно. Теория сообщает нам о том, что в такие небольшие походы следует отправляться вчетвером. Тогда на стоянках у каждого будет ряд конкретных задач, от которых сложно отлынить, и в итоге будет получиться коллектив, где каждый занят делом. Нам пятый человек не помешал, дел хватило на всех.
- Над физической подготовкой специально не работали. Она подготовилась сама собой по дороге на работу и с работы, которую я уже с марта-апреля преодолеваю на велосипеде.
Теперь перехожу к наиболее интересной части, а именно к организационным вопросам.
Маршрут и протяженность Описание маршрута Транспорт
В большинстве случаев в таких поездках помимо велосипеда приходится прибегать к помощи другого транспорта. В случае дистанции Таллин-Нарва и нахождения нас в Санкт-Петербурге, надо добраться
А) из Санкт-Петербурга до Таллина
Б) от Нарвы (Ивангорода) до Санкт-Петербурга
Чтобы добраться до Таллина и остальной Прибалтики, я часто беру билеты в Simple express. Если брать заранее, то получается сверх-бюджетно: первые пять билетов на автобус стоят 119 рублей, следующие пять - 238 рублей, остальные уже по полной цене (но у данного перевозчика цены пониже остальных, хотя и условия в автобусе соответствующая - недостаток места, розеток, кофиев и прочих радостей жизни).
Выбор транспорта из Ивангорода в Санкт-Петербург небогат: несколько автобусов с маленькими багажниками, которые тут же забиваются бабушкиными тележками, одна электричка в пять утра и два поезда-экспресса - в час дня и в восемь вечера. Выбор остановили на поезде, как на максимально удобном и бюджетном виде транспорта. Билеты заранее взяты не были, так как никто из нас не решился дать стопроцентный прогноз по скорости нашего движения по маршруту и готовности терпеть друг друга на протяжении пяти дней. Цена в интернете на поезд составляла 254 рубля и было видно, что поезда ходят почти пустыми. Так что мы ничтоже сумняшеся решили, что купим билеты уже на вокзале славного города Ивангорода. Но здесь касса была закрыта, и доброй души таможенник, охраняющий проход на платформу, пока поезд проходил пограничный контроль, посоветовал купить билеты уже на борту.
А теперь самое главное, что нужно знать и иметь в виду. Билеты в поезде стоят в четыре раза дороже, чем в кассе или в интернете. Если в кассе он стоит 250 рублей, то 936 рублей. Девятьсот тридцать шесть! Это при условии, что я готова была купить билет в кассе. Причем, даже не в одной: после того, как мы узнали цену вопроса, мы решили купить билет в кассе на следующей станции - в Кингисеппе. Договорились с машинистами, что поезд, вместо положенной минуты, будет стоять столько, сколько потребуется сбегать нашему главному спортсмену Александру до кассы и обратно. Но и здесь касса была закрыта, а ближайший автобус проходил через Кингисепп через 5 часов. Так лень победила жадность: мы заплатили почти по тысяче с носа, но добрались до дома уже днем. Надо отметить, что все проводницы болели за нас и волновались, как можно было бы нас устроить с минимальными потерями и с нашей, и с их стороны.
Проживание
По маршруту, как и по всей Эстонии, раскидано большое количество кемпингов. Планировалось останавливаться именного в кемпингах - чтобы совместить велопрогон с походной жизнью. На нашем пути лежали такие кемпинги:
Valkla Rand,
Lepispea,
Eisma Guesthouse,
Saka Manor. На первый-второй рассчитайсь.
- Valkla Rand очень красивый и ухоженный кемпинг, но палаточное место включает в себя только палаточное место. Место для огня, электричество, вода - все это стоит дополнительных денег. Поэтому, сверившись со своими силами, комментариями доброго самаритянина, посоветовавшего кемпинги в Тситре и Оанду, и картой, мы решили продвинуться дальше, в Тситре и встать палатками в "бесплатном кемпинге" - месте, оборудованном местом под огонь, дровами, туалетом и столом с навесом. Тропинка от нашей палаточной полянки привела нас на берег такого знакомого и одновременно такого чужого Финского залива.
- На следующий день мы ночевали в Липеспеа. Я и ас-кир останавливались здесь в прошлом году, в первые майские праздники, и были их первыми посетителями. Здесь нас помнят до сих пор, поэтому даже платная (1 евро) сауна для нас бесплатна, как для постоянных посетителей.
Этот кемпинг я полюбила еще в прошлом году, когда увидела его после 100 велосипедных километров, отяжеленных огромным рюкзаком. В этом году здесь, конечно, намного больше людей, но как можно разлюбить место, где клумбы делаются буквально из всего; например, из унитаза.
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/24712/24712_900.jpg)
- Eisma Guesthouse расположился слишком близко от Lepispea, поэтому мы его миновали без всякой задней мысли. И ехали мы дальше, и дальше, пока все кемпинги и наши силы не кончились. Тут-то мы и решили остановиться. И внезапно осознали все свои ошибки: до ближайшего кемпинга 30 километров по трассе, день на исходе, как и наши энергетические запасы. На помощь нам пришли человечьи разработки и девайсы, их пользующие, - GPS и карта показали, что всего лишь в 10 километрах есть берег Келви, где можно встать с палаткой. Чудесное, уединенное место в сосновом лесу создано для костра и задушевных разговоров.
- В следующем плановом кемпинге - Saka Manor - мы опять не стали останавливаться, а проехали дальше - в населенный пункт Тойла. Здесь на одной стороне дороги находится СПА-отель, а через дорогу - небольшой кемпинг. Рекомендую его: за 5 евро вы получаете место, электричество, место для огня, кухню, горячий (что для нас было актуально) душ и прекрасный берег с тарзанкой над кромкой воды.
И, наконец, небольшой фотоотчет, посвященный походной романтике и встреченной живности.
День 1
Краткое содержание:
- Очень поверхностная и очень мокрая прогулка по Старому городу (NB надо посмотреть веломаршруты по Старому городу, такому неприспособленному к данному виду транспорта);
- Моя ненаглядная Пирита с яхточками и развалинами святой Бриджиты;
- Водопад Джагала.
1. Кладбище у Св. Бриджиты
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/19997/19997_900.jpg)
2. Кони
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/20360/20360_900.jpg)
3.
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/20557/20557_900.jpg)
4. Джагала - в июне уже не такой полноводный, как месяцем ранее
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/20954/20954_900.jpg)
5. Командос готовится ко сну
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/21194/21194_900.jpg)
День 2
Краткое содержание:
- Блуждения в лесу, обнаружение чума с черепом коровы - все как положено;
- Нападение стада овец и освежевание одного и барашков;
- Пяриспеа - самая северная точка материковой Эстонии.
Вот она - самая северная точка Эстонии, где зверски были уничтожены бутерброды с курицей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/21672/21672_900.jpg)
День 3
Краткое содержание:
- Посещение музея в Кясму: кто-то посещал, а кто-то забрался на огромный валун и слушал волны;
- Кабаний заказник опять преодолен без встречи с кабанами;
- Крепость Тулза и сгоревший корабль;
- Ночевка на относительно диком берегу: лес в эту ночь был поделен между нашей командой и местными ястребами.
1. Крыльцо музея Кясма
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/22161/22161_900.jpg)
2. Семен испытывает трико
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/22512/22512_900.jpg)
3. С высоты
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/22641/22641_900.jpg)
4.
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/22859/22859_900.jpg)
5. Братья по шлему
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/23083/23083_900.jpg)
6. Перекус после кабанов: здесь всегда светит солнце и нет людей
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/23426/23426_900.jpg)
7. Развалины лодки у крепости Тулза
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/23685/23685_900.jpg)
8. А вот и сама крепость
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/23918/23918_900.jpg)
9. Чай - бывает и такое с нами
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/24097/24097_900.jpg)
День 4
Наикратчайшее содержание:
- Глинт;
- Поместье в Онтика с многочисленными лошадями и аистами;
- Берег в Тойла с тарзанкой, летающей над кромкой воды;
- Знакомство с французом-путешественником, который планирует в этом сезоне посетить 42 страны, и о его приключениях можно почитать в его блоге.
Жители Онтики
![](http://ic.pics.livejournal.com/melle_polly/70651084/24563/24563_900.jpg)
День 5
Дорога домой
Она получилась немного скомканной, поэтому у нас с компаньоном сразу же зародилась идея вернуться на последний этап и все-таки кропотливо осмотреть памятники «дружбы» эстонцев и русских. Так что путешествие не закончено и should be continued!
Еще раз отдельное спасибо за маршрут, которым руководствовался наш командор, Илье Гуревичу, председателю клуба «ВелоПитер» - он не знает меня, зато я знаю его (звучит даже слега угрожающе). Спасибо и командору - Олександру
as_kirillov; позитиву и опыту в лице Леши
niktl; и Семену
pchelkin_s, которому присваивается почетное звание кладовщика (без всякой иронии: это чудесно, что у него всегда припасена конфетка на черный день или просто для поднятия настроения). Ребята, мы с вами - молодцы!