Сравнительный анализ христианской морали от Ветхого к Новому Завету.
Nov 05, 2012 00:56
Сегодня я бы хотел разобрать один из основных сюжетов ветхозаветной Библии, а именно грехопадение Адама и Евы, и изгнание их из Рая. Адам и Ева созданные Богом, живут и процветают в Раю. У них все хорошо и прекрасно, за тем исключением что им нельзя пробовать некий плод с одного дерева в райском саду.. «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» Бытие. Гл.3.Стих.5. Плод которым искушает Змей Еву необычный это есть плод познания добра и зла. Это важный момент. Далее Ева и Адам оба вкушают этот плод знания о добре, но центральным является то что они познаю зло. Итак давайте разберемся - что такое познать зло. Познание зла для каждого человека есть акт мучительный, мы познаем зло когда свершается не справедливость на наших глазах. Умирает родственник которого мы любим, война на которой происходят убийства, люди причиняющие друг другу боль и страдание. Все это в глазах человека, непосредственно затронутого такими событиями является непосредственным злом. Адам же праотец и познание его познание всего ужаса что может происходить в жизни и всего ужаса что может совершить человек. Познав зло человек не может оставаться счастливым и радоваться жизни. Поэтому Адам и Ева далее не могу находится в Раю. Изгнание их из Рая это метафора, показывающая невозможность человеку наслаждаться жизнью, зная ужас зла. Не мстительность Бога за проступок выгоняет их из Рая, а само знание что они приобрели.
Итак вот проблематика заложенная в основу Ветхого Завета. Для любого человека детство есть Рай, но сталкиваясь с несправедливостью, жестокостью мы познаем зло. И детство прекращается, - изгнание из рая. И встает основополагающий вопрос Ветхого завета, как жить человеку вне Рая, как жить человеку познавшему Зло - вернуться в Рай. Вопрос это задается и Ветхий Завет дает лишь туманный ответ о пришествии мессии. Который сможет дать ответ на этот мучительный вопрос. Надо отметить что почти все значимые религии задаются этим вопросом в том или иной форме. И каждая дают свой ответ. Например для сравнения приведу лишь буддизм, в котором Будда прямо говорит о том, что жизнь есть страдание. Решение которое озвучивает Будда, довольно интересно предлагается перестать желать, так как в интерпретации буддизма именно желания порождают страдания. Тогда как в христианстве, источником страдания является «познание зла».
Итак перенесемся в Новый Завет. В новом завете появляется мессия, тот кого так давно ожидали. Мессия (Иисус Христос), дает людям новое понимание Бога и новое же его восприятие и наконец дается абсолютный ответ на вопрос начавший Ветхий Завет. И так что же делать человеку познавшему Зло, как ему вернуться в Рай. Ответ абсолютно нов для той эпохи. Фактически это духовная революция. Иисус говорит прямо, - чтобы вернуться в Рай вы должны простить. Простить врагов, простить должникам, и главное простить себя. Эту идею о всепрощении как решении извечного вопроса он и несет сквозь все свои проповеди. Это решение и есть апогей книги Нового Завета, в тот момент когда Иисус будучи распятым говорит о том, что он прощает всех, в точной последовательности своей доктрины.