Архиепископ Русской православной церкви Макарий (Булгаков) историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 - митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук.
Архиепископ Макарий (Булгаков), перечислив различные существующие философские точки зрения на происхождение мiра, делает следующий вывод: «Все исчисленные мнения, по справедливости, должны быть названы еретическими: так как они прямо противоречат учению Слова Божия и Право славной Церкви о происхождении мiра» [92, сс. 352-353].
Итак, по суждению самого авторитетного богослова Рус ской Церкви, учения, которые искажают православное мнение о происхождении мiра, «должны быть названы еретическими».
Эволюционизм, несомненно, противоречит догматическому
учению Церкви по этому вопросу. Святитель Иоанн Златоуст называл такие мнения «оболь щением от диавола» и «заблуждением»: «Одни из них говорят, будто все произошло само собою, а другие - будто создано из какого-то готового вещества. Смотри, какое обольщение от диавола, как он воспользовался легковерием поддающихся за блуждению!Поэтому-то блаженный Моисей, наставляемый Духом Божиим, и учит нас с такою обстоятельностью, чтобы мы не впали в одинаковое с этими людьми заблуждение, но могли ясно знать и порядок и способ сотворения каждой вещи» [цит. по: 9, с. 25]...
Святитель Феофан Затворник писал, что эволюционисты
подлежат по достоинству церковному прещению - анафеме:
"У нас теперь много расплодилось нигилистов и нигилисток, естественников, дарвинистов, спиритов и вообще западни ков, - что ж, вы думаете, Церковь смолчала бы, не подала бы своего голоса, не осудила бы и не анафематствовала бы их, если бы в их учении было что-нибудь новое? Напротив, собор был бы непременно, и все они, со своими учениями, были бы преданы анафеме; к теперешнему чину Православия, приба вился бы лишь пункт: “Бюхнеру, Фейербаху, Дарвину, Ренану, Кардеку и всем последователям их - анафема!” Да нет ника кой нужды ни в особенном соборе, ни в каком прибавлении. Все их лжеучения давно уже анафематствованы..."
Какие же анафематизмы, соборно провозглашенные Православной Церковью, имеют отношение к учению эволюционизма? Два из них содержатся в чине анафематствования, входяще го в молебное пение недели Торжества Православия. Относительно эволюционистского утверждения о самобытности мiра, в противовес церковному учению о Сотворении его из ничего:
«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мiр сей
есть самобытен, и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает, анафема» [6, с. 418].
Относительно отрицания эволюционистами конца мiра и
Страшного Суда в противовес церковному учению о чаемом
Втором Пришествии Христовом:
«Отмещущим безсмертие души, кончину века, Суд будущий,
и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осужде ние, анафема» [6, с. 418].
Кроме того, приведенные в предыдущем разделе четыре
анафематизма против учения Иоанна Итала впрямую выража ют церковное отношение к эволюционному учению. Именно антибиблейское эволюционистское содержание учения этого средневекового философа роднит его со всеми приверженцами мiровоззрения эволюционизма. Это дает полное основание рас пространить на последних (то есть на эволюционистов) отно шение Православной Церкви к данной ереси",
Православное учение о Сотворении и теория эволюции / Протоиерей К. Буфеев. - М.: Русский издательский центр имени свя того Василия Великого, 2018. С. 233-236.