Казус митрополита Ионафана Может ли архиерей, спасая свою жизнь, оставить паству?

Jun 28, 2024 11:36





А.Д.Степанов пишет на РНЛ:

«До сих пор не известен механизм спасения митрополита Ионафана из лап киевского режима. Широко известный в узких кругах фейковый старовер Леонид Севастьянов утверждает, что это произошло благодаря Папе Римскому Франциску, который откликнулся на просьбу Патриарха Кирилла. Высказываются предположения, что освобождению митрополита поспособствовали протестанты, с которыми лично встретился Предстоятель Русской Церкви и которые, якобы, попросили о помощи своих американских «братьев по разуму».



Но есть и более прозаичная версия: Патриарх попросил Президента, и митрополита Ионафана включили в список по обмену военнопленными, который недавно состоялся между Россией и Украиной при посредничестве третьих стран. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что впервые после долгого перерыва среди возвращённых на Украину военнопленных были азовцы. Россия старается не включать азовцев в списки на обмен, поскольку батальон «Азов»* запрещён в России, как террористическая организация, а его члены считаются военными преступниками, многим из которых уже вынесены суровые приговоры за военными преступления.

А возможно, что все три версии являются в той или иной мере достоверными, и освобождению митрополита Ионафана поспособствовали все три обстоятельства.

В любом случае, своим вызволением из тюремных уз митрополит Ионафан обязан Святейшему Патриарху Кириллу. Помимо того, что Патриарх является Предстоятелем Русской Церкви, архиереем которой является митрополит Ионафан - они лично давно знакомы. Как принято говорить, митрополит Ионафан тоже является «никодимовцем», то есть питомцем митрополита Никодима (Ротова), который рукополагал и хиротонисал во епископы нынешнего Патриарха Кирилла.

Освобождение митрополита Ионафана закономерно привлекло внимание православных экспертов и блогеров, больше того, на просторах Рунета завязались настоящие баталии на сей счёт.

В целом ряде публикаций митрополита Ионафана называют современным исповедником. И это правда, поскольку он является первым архиереем, который был осуждён судом киевского режима по абсолютно надуманному обвинению в пособничестве России и разжигании религиозной розни на основании того, что он называл раскольников раскольниками и что у него во время обыска были найдены какие-то материалы, изданные Московской Патриархией. И это всё вкупе с высказываниями митрополита Ионафана в защиту канонической Украинской Православной Церкви стало основанием для обвинения его в пособничестве России.

Другие архиереи, подвергающиеся сегодня гонениям на Украине - митрополит Черкасский и Каневский Феодосий, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, митрополит Святогорский Арсений, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел - пребывают под следствием - кто-то под домашним арестом, а кто-то, как владыка Арсений, в тюрьме. Но приговора суда по ним еще не было.

Однако некоторые эксперты вспоминают и события относительно недавнего прошлого, когда митрополит Иоанафан покровительствовал необновленцам-«кочетковцам», благословлял перевод Богослужений на русский и украинский языки и выступал с рядом других сомнительных инициатив. В среде церковной общественности сложилось мнение, что митрополит Ионафан является обновленцем и экуменистом. Это связано ещё и с тем, что он сменил на посту Тульчинского архиерея известного консервативного епископа Ипполита (Хилько), который в дальнейшем был отправлен на покой. Уже одно это спровоцировало негативное отношение со стороны консервативной части православной общественности к митрополиту Ионафану. Кроме того, активно распространялись дурные слухи об «ориентации» владыки. Всё это вкупе создало неприглядный образ архиерея в среде православной общественности. А тут - он исповедник!

Это противоречивое отношение к митрополиту Ионафану и вызывает острую дискуссию, которая до сих пор продолжается в социальных сетях, блогах и тлг-каналах. Одни представляют митрополита Ионафана исповедником православной веры, другие - церковным обновленцем и модернистом.

Однако казус митрополита Ионафана заключается не в том, что его арест и осуждение вызвали острую полемику в церковной среде, но в самом факте его освобождения и переезда в Москву. Как бы там ни было, но фактически он оставил свою паству, ведь Тульчинская паства не переехала вместе с митрополитом Ионафаном в Россию, а осталась там - без окормления своего Архипастыря. И это серьёзная проблема для церковного сознания.

Конечно, как говорят адвокаты и сторонники митрополита Ионафана, он - больной человек. У него больное сердце, и заключение в тюрьму было для него равносильно вынесению смертного приговора. Это прекрасно понимали представители киевского режима, ставя архиерея перед таким тяжелейшим выбором… Тем не менее, проблема бегства от паствы остаётся, и как к этому факту относиться церковным людям - не очень понятно.

Конечно, меня могут обвинить в том, что я, находясь в безопасности, осуждаю приговорённого к смерти архиерея, выбравшего жизнь. Нет, я ни в коем случае, не осуждаю митрополита Ионафана, больше того, окажись я на его месте, может быть, убежал бы быстрее, спасая свою жизнь.

Однако проблема остаётся. Как нам к этому относиться?..

По справедливости наше священноначалие должно разъяснить этот сложный казус спасения митрополита Ионафана, поскольку велика вероятность, что этот пример будут использовать враги Церкви для дискредитации епископата Русской Православной Церкви.«

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Согласна с этим мнением, история с освобождением митр.Ионафана, которого многие, в т.ч. и я, считали исповедником веры последних времен, получила неприятное послевкусие, когда стало распространяться известие, озвученное мутноватым Л.Севастьяновым, что событие произошло при участии папы римского.

Папы, который является одним из главных бенефициаров разрушения Православия на Украине.

Сначала митр.Ионафан заявил, что он не враг Украине и не военнопленный, а потому не согласен быть включенным в список по обмену.

Сразу же после этого и произошло странное освобождение - причем другие митрополиты, Феодосий, Арсений, Лука по-прежнему гонимы украинской властью и находятся под судом.

К тому же, как выяснилось, в прежние годы митр.Ионафан вел активную обновленческую деятельность, русифицировал богослужебные тексты и переводил их на украинский и покровительствовал секте «кочетковцев».

Ситуация требует разъяснения - каким боком тут оказался папа римский, и как может исповедник оставить свою паству?

УПЦ, гонения на христиан, РПЦ МП, разное, РОССИЯ, Украина

Previous post Next post
Up