«Самый верующий среди апостолов». В Неделю апостола Фомы

May 12, 2024 09:32





Неверие Апостола Фомы. Рембрандт, 1634 г.

Что приходит нам на ум при упоминании имени «Фома»? Правильно, известный фразеологизм: «Фома неверующий». Мы уже привыкли к тому, что это словосочетание используется как отрицательная характеристика. Как же так случилось, - спросите вы, - что в честь такого «непритязательного персонажа» в Церкви установлена целая неделя празднования? Вопрос очень серьезный. Только вдумайтесь. За весь календарный церковный год, только в честь трех апостолов установлено празднование более чем в один день. Это апостолы Петр и Павел, в память о которых создан даже постный отрезок и отдельное празднование. И чествуемый нами сегодня Фома, имеющий целую неделю празднования, причем по соседству с Пасхой Христовой. Удивительные дела творятся. Может мы чего-то упустили?

Давайте обратимся к истории. Что нам известно об этом апостоле?



Начнем с того, что его настоящее имя - Иуда (Иехуда по-еврейски), а Фомой он назван в дополнение. Это его личное прозвище, которое с еврейского языка переводится как «близнец». Это прозвище звучит и в Евангелиях, и на греческом языке в переводе «дидим». На этот счет есть несколько толкований святых отцов. К примеру, Никифор Каллист считал, что Иуду называли Фомой, либо оттого, что он имел не родившегося брата близнеца, и его, в память о нём, нарекли двойным именем, либо оттого, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным). А вот Амвросий Медиоланский считал, что Иуда назывался Близнецом, потому что как две капли воды был похож лицом на Спасителя. Более суровое толкование этому прозвищу даёт известный библеист А.П. Лопухин, считая, что Иуда был сложным человеком «двоящейся природы», «сомневающимся».

Этот человек родился в достаточно обеспеченной семье в небольшом северном галилейском городе Панеада, который был построен на границе еврейской и эллинской цивилизаций, и был назван так в честь греческого бога Пана. С детства Иуда Фома получил образование от своего отца строителя и плотника и стал помогать ему. Но приход в их земли Христа навсегда изменил его жизнь. После того, как он лишь однажды услышал проповедь Спасителя, Фома больше не мог уже и минуты прожить без лицезрения своего Мессии. Он твёрдо был уверен в том, что нашёл Его. И вот мы видим его уже в числе ближайших двенадцати учеников.

Сведения об апостоле Фоме крайне скудны у Матфея, Луки и Марка. Более всего о нём говорит апостол Иоанн Богослов. Видимо сказывалась некоторая ревность учеников в отношении Фомы, а также его происхождение и характер. Так каким же он был? Горячим, порывистым, открытым, нелицемерным. Он первый выразил готовность идти за Христом даже до смерти: «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Или позже, когда уже Спаситель воскрес, и эта новость донеслась до всех, то он не стал лицемерить, а просто выразил свое сомнение на этот счёт. Он желает верить не только сердцем, но и умом. Ему требуется логическое подтверждение услышанному. Не забывайте, он строитель, а значит, ему как математику, нужны не чувства, а формулы и факты. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

И Господь является ему: «Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 26 - 27).

И снова Фома удивляет нас. Он не стал вкладывать своих рук в раны Христа, он просто исповедал Его Богом: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28).

А теперь немного фактов. Из всех евангельских повествований только три человека явно исповедовали Христа Богом: это Нафанаил, Марфа и Фома. Как вам такой поворот? Вот и выходит, что апостол Фома самый верующий среди апостолов. Да и дальнейшая его жизнь тому подтверждение. Со своей проповедью он дошел аж до полуострова Индостан. На пути его миссионерской проповеди были такие страны как Сирия, Иран, Средняя Азия и, наконец, Индия, где и найдёт он свою кончину.

Его проповедь в Индии началась удивительно. Его пригласили туда не в качестве проповедника, а как строителя дворца для раджи Гундофара. Фома принял приглашение, но вместо своих прямых обязанностей занялся благотворительностью, исцелениями больных и проповедью. Естественно, правитель Гундофар был разгневан и собирался казнить апостола Фому, но в итоге и сам принял крещение, и весь его дом и двор. До сих пор в Индии есть целых две христианских церкви: Маланкарская и Малабарская, которые своим основателем считают апостола Фому. Увы, жизненный путь апостола был недолгим. Примерно в 68 или 72 году он принял мученическую кончину в городе Каламин от рук диких северных индийских племен. Его принесли в жертву и проткнули поочередно пятью копьями. Вот такая вот достойная восхищения и уважения кончина.

Кто теперь скажет, что он не хочет быть похожим на «Фому неверующего»? Дай Бог и нам уметь не только объяснять свою веру, но и отстаивать ее истинность ценой даже своей жизни.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

ПРАВОСЛАВИЕ, ЦЕРКОВЬ, ПРАЗДНИКИ

Previous post Next post
Up