В английской литературе 20-ого века было такое направление - «Angry young men», переводимое как «Рассерженные молодые люди», или «Сердитые молодые люди». Рассерженные протестовали против буржуазных ценностей, лицемерия, видимого приличия, всеобщего равнодушия.
Я продолжаю писать свои «рассерженные» посты и чувствую себя именно янг-энгри-мэном.
Мне надоело навязчивое присутствие православия в информационном пространстве.
Начать с образования. Я филолог. И это значит, что у меня в программе полным-полно древней литературы, которая вся, увы, религиозна и написана с чисто практическими целями, но упорно изучается как художественная, таким же способом, как пьесы Чехова, к примеру. Нет, я не имею ничего против разбирания древнего текста на грамматические формы, но толковать смыслы - увольте. Делайте это в отдельных религиозных институтах, а не в светском вузе. Плюс сами преподаватели довольно специфичны, и околоцерковные байки, «бытовое христианство» (ребенок в церкви плачет - в нем, значит, бесы) льется рекой. Древнерусская литература, древнечешская литература, второе южное славянское влияние - прямо-религиозные предметы, не считая предметов косвенно-религиозных, которые становятся таковыми из-за личности церковного преподавателя. Под окном университета звенит церковь, восстановленная «ради исторической справедливости» за счет дома офицеров. В такие моменты я чувствую себя запертой в монастыре: практически полное отсутствие парней на курсе, старушки-преподаватели, религиозные предметы и колокольный звон. Я что, о таком мечтала, идя на филологический факультет?!
Образование в школе навязчиво стремится стать религиозным. Предлагают то основы православия в школе ввести, то «смысл жизни», а в институтах - религиоведение для всех специальностей. Нет, я не против религиоведения, но тут же совсем не о религиоведении речь идет, а о пропаганде православия.
Что мы слышим в новостях? Религиозные казаки побили сторонников PussyRiot, побили охранников выставки икон в контексте искусства, побили сторонников ЛГБТ, побили кого-то еще. «Религиозные дружины встали на защиту нравственности…»
В стране творится полное мракобесие и откат к средневековью. Лучше формулы «православие - самодержавие - народность», видимо, нет. И ничего, что православие оборачивается пропагандой религиозного суррогата низкого толка, самодержавие - тоталитаризмом, а с народностью катастрофические проблемы.
Добило меня то, что православие пробирается в мою обыденную жизнь, в супермаркет под окном. На капустный салат и гречку прикреплены вырвиглазного цвета ценники «постный продукт». И это чисто маркетинговый ход! Потому что верующий человек наверняка и так в курсе, что капустный салат и гречку ему можно, а мясо - нет. В этом же супермаркете я услышала жалостливый голос ребенка лет 5-7 с голодными глазами: «Мама, а это постное? Нет? А это? Пиццу нам тоже нельзя?».
Мои любимые строки по поводу религиозной пропаганды оказались переводом билборда в Америке.
Нет, я не ненавистник православия. Я ненавистник пропаганды. Оставьте людям свободу выбора.