Jul 10, 2017 13:36
Мне очень нравился спектакль «Мой уникальный путь», но поскольку его мало кто видел, а уж пьесу Брайана Фрила «Целитель верой» и вовсе, кажется, никто не читал (да и я сама), время от времени приходится пересказывать эту историю своими словами.
Там три персонажа. Фантастический Фрэнк Харди (это сценическое имя), его жена Грэйс и антрепренёр Тедди.
Фрэнк - резкий и желчный дядька. Много сквернословит, много пьёт, мало зарабатывает. Ходячий антоним успешного человека, в общепринятом понимании. Занимается тем, что колесит по самым глухим закоулкам Ирландии и даёт в деревенских клубах сеансы моментального коллективного исцеления. Такой ирландский кашпировский для бедных. К нему стекаются увечные-калечные, сирые-убогие, те, на ком поставила крест официальная медицина. Они уже и сами ни во что не верят и откровенно считают Фрэнка шарлатаном, но а вдруг? Да он и сам себя считает шарлатаном, но а вдруг? Потому что иногда, редко, в одном случае из двадцати, из пятидесяти или из ста это срабатывает. Может, самовнушение, может, и правда дар у него, никто не знает. И он не может бросить это дело именно из-за «а вдруга», ведь ну помогает же иногда.
Однажды он заезжает в придорожный бар и натыкается на подвыпившую компанию. Те просят исцелить их друга, у которого от детской травмы скрючен палец. Фрэнку удаётся. Тогда пьяные ребятки вспоминают, что у них же есть ещё один страждущий товарищ, паралитик, и вот его бы тоже так, опа - чудо. И Фрэнк уже знает, что на сей раз не получится и что его за это изобьют до смерти. Но… а вдруг? Да, как многие истории из литературы, эта немножко евангельская.
Его жена Грэйс - хорошая девочка из приличной семьи, дочь судьи. Когда-то сбежала из дома с этим «странствующим шутом», чем навлекла на себя родительский гнев. Прилепилась к мужу и скиталась с ним, кротко снося всё. Всё. Спала в неотапливаемых сараях, в хлеву среди животных, на каких-то отсыревших матрасах. Родила мёртвого недоношенного ребёнка прямо на дороге. Однажды терпелка кончилась, и она сбежала обратно, к родителям. Отец тут же выкатил ей список её прегрешений, шлюха, плохая дочь, и то не так, и это не эдак, словно зачитывал приговор, судья же. Грэйс не выдержала и вернулась к мужу. А когда его не стало, ей показалось, что выключили солнце. Чтобы отвлечься, она пошла на танцы и курсы кройки и шитья, но так и не справилась.
Его антрепренёр Тедди, балагур и добряк, с мильоном баек про говорящих собачек и стареющих актрис. Он, наверное, мог бы выбрать карьеру получше и поденежнее, свести знакомство с настоящими звёздами и катать по стране их, а не шарахаться по задрипанным клубам и кинотеатрам с не то артистом разговорного жанра, не то целителем с сомнительной репутацией. А он вот к этому странному типу прикипел, был в Фантастическом Фрэнке какой-то магнетизм, определённо.
К чему я это всё, да толком ни к чему, просто пьеса в своё время зацепила. Ну или так: порой я смотрю на людей и мне начинает казаться, что я знаю, как им надо жить. Или, что ещё хуже, как не надо. Потом я вспоминаю какую-нибудь историю вроде этой. Казаться обычно перестаёт.
фрик-шоу,
и готовились к войне с инопланетянами,
спазмы рефлексии,
самораскопки