Автор самого популярного учительского твиттера - о том, как вести себя в соцсетях
Быть учителем и оставаться человеком, который постит мемасы в социальные сети или селфи, не такая уж простая задача. Учитель русского языка Юлия Загорулькина, которая
выкладывает в твиттер смешные высказывания учеников (и не только), разбирается, где та самая грань, через которую учителям в соцсетях нельзя переступать.
Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm Вы, возможно, удивитесь, но учитель - это человек со своими интересами, хобби, слабостями и друзьями. Помните это чувство - внезапно увидеть свою учительницу в магазине, опускающую в тележку пакет молока. Видеть в бытовых условиях человека, который несколько часов назад со строгим видом вещал о правописании чередующихся корней. Потом оцепенение, конечно, проходит, и мы думаем про себя: «Ну да, что ж она, не человек что ли? Ест такую же колбасу, пьёт такое же молоко».
Так вот, страница учителя в социальных сетях - это такая тележка с молоком в супермаркете. Я могу положить туда лапшу быстрого приготовления и лимонад - просто потому что я так хочу. А могу взять красное вино, рыбу и сельдерей - потому что сегодня другое настроение (или зарплата пришла). Вы же не пойдёте жаловаться администратору, что тут человек на кассе покупает вредности?
Проводим аналогию с социальными сетями. Я могу выложить фотографию заката или рецепт булочек с корицей. Могу репостнуть шуточку из паблика-миллионника или поучаствовать в розыгрыше айфона. Могу добавить в свои видеозаписи новую серию «Аббатства Даунтон» или поставить на аватарку своего кота. Просто потому что я так хочу. Добавляя к себе на страницу новую серию «Аббатства Даунтон», я не призываю вас смотреть этот сериал. Покупая «Доширак» в супермаркете, я не призываю вас делать то же самое.
Если учитель такой же человек с личной жизнью и своими интересами, почему всё чаще и чаще возникают жалобы на эти самые интересы, отражённые в социальных сетях? Вот письмо моей знакомой учительницы:
«Когда я только начала работать в школе, я даже не подозревала о том, что за учителем ведётся наблюдение абсолютно со всех сторон. Самое пристальное, конечно, со стороны родителей. Мне пришлось столкнуться сразу с несколькими проблемами: „неподобающие фото“ и „неподобающее увлечение“.
Я футбольный фанат (в третьем поколении). Фотографии и видео с матчей любимой команды вызывали бурю эмоций у родителей. Смирившись с этим, я стала меньше выкладывать этих самых фотографий. Но на этом родители не успокоились. Однажды меня вызвали в кабинет директора и сказали, мол, вы учитель, никаких фотографий в коротких шортах, с бокалами и прочего. Показали жалобу. Пригрозили санкциями. Я возмущалась, потому что все фотографии были приличными, всё-таки я знаю нормы и границы. Но старшие коллеги смотрели осуждающе.
Конечно, было сложно, но я сделала для себя несколько выводов. Сначала я удалила всех детей и родителей из своего аккаунта и стала выкладывать на общее обозрение минимум личных фотографий. А для себя и близких друзей завела вторую страницу под другим именем. Очень сложно объяснять родителям, что дети на своих страницах пишут куда более непристойные вещи, а учитель - прежде всего человек, и фотографии в шортах - это нормально».
Если ты менеджер, врач или, к примеру, повар, то тебе можно выкладывать фотографии своих увлечений. А вот если ты учитель, то уж будь добр, оставь на странице цитаты Сухомлинского и Песталоцци, а остальное удали.
Недавно в группе учителей в соцсетях как раз обсуждали увлечения. Среди стандартного бисероплетения и садоводства можно было встретить в комментариях такие варианты: историческая реконструкция, спелеология, кроссфит, косплей, джип-спринт и многое другое. По-моему, здорово, что учителя такие многогранные и интересные личности и их жизнь не ограничивается путём от дома до школы и обратно.
Ответы моих читателей в твиттере на вопрос, где та самая грань, через которую учителям в соцсетях нельзя переступать, можно разделить на четыре категории:
• учитель - морально-нравственный ориентир, на него равняются ученики, он принимает важнейшее участие в их воспитании. Он должен строго фильтровать контент на своей странице, дети же смотрят;
• учитель давно не морально-нравственный ориентир, а лишь специалист по алгебре или языку, может делать на своей странице, что хочет;
• учитель должен действовать в рамках закона, как и все остальные люди, от профессии это не зависит;
• главное, чтобы учитель грамотно преподносил свой предмет, а чем он занимается в свободное время никого интересовать не должно.
Для учеников важно, что учитель в социальных сетях - живой человек. Со своими интересами, жизнью вне школы и фотографиями с отдыха. И нет ничего плохого в том, что учитель открылся с новой стороны. Наоборот, им это интересно, это вызывает уважение и это сближает. Мы не должны бояться этого сближения. В XXI веке учитель больше не непогрешимый идеал, который не знает, что такое ошибиться на уроке.
Вот что писали мне школьники:
«К преподу, который похож на живого человека, даже уважения как-то больше».
«Мне, как ученику, классно было узнать, что учителя так-то тоже живые люди и могут быть интересными ребятами».
«Когда учитель в соцсетях ведёт себя как живой обычный человек, это положительно влияет на его восприятие учениками. Не в плане неформального общения, скорее, восприятия живого человека, а не „училки“».
Многие предлагали вести официальную страницу для учеников и закрытую личную страницу для друзей и близких. Наверное, это будет седьмым советом молодым учителям. Если вы понимаете, что ваши фотографии или другой контент могут вызывать неодобрение или обсуждения, то закройте доступ и живите спокойно. В конце концов, вы никого к себе не приглашали.
Проявление других сторон жизни учителя в социальных сетях - это нормально. Если они вам не нравятся, уйдите и не смотрите. Вспомните поговорку про червонец. Качество преподавания - главный критерий. Если учитель не исправляет ошибки в слове «малако», тогда есть повод для беспокойства. Если учитель выкладывает фотографию себя в шортах на пляже - поводов для беспокойства нет.
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
5 забавных историй студентов о жизни в московских общагах Почему упорство и труд куда важнее талантов (и в чём отличие установок на данность и рост) 6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике