Учителя все чаще сталкиваются с ситуациями: дети на перемене смотрят ролик 18+, или один дразнит другого из-за цвета кожи, или младшеклассники в красках обсуждают чью-то смерть. Таких тем нет в методичках для «Разговоров о важном», но они не менее актуальные - и учителю важно уметь говорить об этом с классом.
- Как говорить с детьми о толерантности
Конфликт легко заметить, когда он большой. Дети затеяли драку - надо их разнять и поговорить. Все девочки перестали общаться с Машей - нужно разобраться, устроить классный час, возможно, привлечь психолога. При этом мелкие проблемы не так видны, хотя могут доставлять куда больше неприятностей.
Учителя нечасто обращают внимание на обзывательства (не драка, не откровенная травля - и ладно). Но в младшей школе обзывают обычно из-за инаковости: ребенок сильно отличается от других внешне, у него непривычная слуху экзотическая фамилия, он плохо говорит на русском.
Если вы услышали, как кого-то дразнят, не стоит пропускать это мимо ушей. Во-первых, нужно помочь тому, кого обидели. Поговорите с этим ребенком, дайте понять, что вы на его стороне. Даже если ребенок не жалуется, важно помочь ему не потерять самоуважение. Объясните, что другие люди часто бывают неправы.
Можно также устроить классный час, посвященный этой теме: поговорить о том, какие мы разные, чем отличаемся друг от друга, объяснить, что не стоит стесняться своей внешности и тем более неправильно обвинять кого-то в том, что он не похож на остальных.
Если обзывательства носят расистский характер, можно провести классный час, посвященный национальным культурам, еде, традициям. Туда можно позвать представителей других народов, которые расскажут детям о себе и своей культуре. Маленьких детей обычно пугает не только инаковость, но и неизвестность, а если помочь им разобраться в теме, отношение к ней изменится.
При этом с самими обидчиками не стоит вести себя агрессивно. Позовите их на разговор: «Как бы ты отреагировал, если бы тебя так обозвали? А твою сестру, брата, маму?», «Что было бы, если бы все народы в мире говорили такое друг другу?», «А если бы ты оказался иностранцем в коллективе других детей, что бы ты чувствовал?». Если разговор не поможет, стоит обсудить ситуацию с родителями обидчиков и психологом.
2. Как говорить с детьми о смерти
Порой учителям приходится комментировать ситуации, случившиеся в школе или семье кого-то из учеников: умер педагог, чей-то родственник. Стоит ли говорить об этом с детьми? Стоит, если вы чувствуете, что запрос есть - то есть дети пытаются обсудить тему между собой, в целом стали больше говорить о смерти и т. д.
При очередном обсуждении темы детьми можно взять инициативу на себя и поговорить с ними. Если они обсуждают конкретную ситуацию, расскажите, что вы тоже в курсе случившегося, что тоже огорчены, подавлены, шокированы. Объясните, что это нормальные чувства и при столкновении со смертью или информацией о ней человек любого возраста может их испытывать.Также важно сказать детям о том, что необходимо бережно и уважительно относиться к близким умершего, что это не тема для шуток. Попросите детей поделиться своими переживаниями и мыслями, пусть они дадут выход эмоциям. Можно завершить такой разговор просмотром мультфильма на тему: подойдет, например, мультфильм «Душа». А в конце вместе обсудить увиденное.
3. Как говорить с детьми о сексе
Как быть учителю, который увидел, что его младшеклассники на перемене или под партой просматривают ролик интимного характера? Для начала позвать их на разговор. Не ругайтесь и не давите. Но спросите самих детей, что они уже успели узнать о сексе, в том числе из увиденного видео. Объясните детям, что порноролики - это постановка, они не имеют ничего общего с реальностью, поэтому узнать из них что-либо о сексе едва ли получится. А самое важное, что об этом нужно знать, это то, что секс - занятие для взрослых, от него появляются дети. А еще что секс - это проявление любви, к нему невозможно принудить, он может случаться только по обоюдному согласию и желанию. И это достаточно интимный процесс, за которым обычно не подглядывают. Для детей младшего школьного возраста такой информации может быть вполне достаточно. С детьми старше можно, например, обсудить последствия небезопасного секса.
Автор: Елизавета Луговская