Константинополь был городом византийской империи, где властвовала религия на протяжении веков. Это формировало облик города. В застройке там и тут появлялись храмы и соборы самых разных размеров. Так продолжалось до захвата города османами в 1453 году.
С этого времени в истории Константинополя открывается новая страница. На месте христианского центра Византии появляется мусульманский Стамбул.
Размах строительства в Стамбуле при этом не претерпел значительных изменений. Рядом с гигантским собором Святой Софии, в начале 17 века была построена самая знаменитая мечеть в мире - Султанахмет или Голубая мечеть.
01.
Строительство было завершено за 7 лет. Что, учитывая размер, очень хороший показатель. Для строительства мечети пришлось разрушить ипподром и Большой дворец еще византийских времен, остатки дворцовых стен еще можно увидеть с набережной.
02.
Султанахмет выделяется тем, что это единственная мечеть с шестью минаретами. По легенде султан Ахмед I приказал построить мечеть с золотыми минаретами "алтын", но архитектор притворился, что услышал шесть минаретов "алты", потому что из золота их построить невозможно.
Внутри может поместиться до 10 000 человек. Высота центрального купола 43 метра. Внутри может расположиться одноподъездный десятиэтажный дом.
03. Гигантские своды расписаны орнаментом.
Так как мечеть действующая, то планировать посещение Султанахмета нужно заранее. Мы успели побывать утром около 9 часов. В мечети еще почти никого не было. Не пришлось ждать в очереди и толкаться внутри.
Время работы мечети:
с 08:30 до 11:15
с 12:45 до 14:00
с 15:00 до 16:30
04.
05. Суры из корана.
Внутреннее убранство весьма скромное - стены расписаны поверх штукатурки узорами, виднеются немногочисленные витражи. Некоторые работы особенно впечатляют по детальности проработки.
06.
Центральный купол держится на четырех титанических колоннах. Обхватить их сможет только дюжина человек.
07.
Рядом располагается Айя-София. Один из самых больших соборов христианского мира. Чудом он смог пройти через века в османской империи. На удивление его не разрушили, а превратили в мечеть. Сняли иконы и заштукатурили фрески. Внутри расписали текстами из Корана. Чтоб придать окончательный вид мечети, по углам пристроили минареты.
08.
09. Разница между этой и предыдущей фотографией три дня. Вот такой Стамбул может быть зимой.
После краха османской империи и становления Турецкой республики в соборе начали реставрационные работы и реконструировали его в музей. На стенах снова появились христианские фрески и мозаики.
10.
Музей не выглядит, так как должен выглядеть настоящий собор, внутри все еще много мусульманских знаков.
11.
Купол собора входит в пятерку самых высоких куполов в мире - 55 метров.
12.
Жаль мы были не в сезон, и музей был частично на реставрации. Половина зала была отгорожена из-за установленных лесов.
13.
Внутри много отделки золотом и мрамором. Что-что, а роскошь в православных храмах почти обязательный атрибут.
14. Очень хорошо сохранилась мозаика богородицы в апсиде.
15. Люстры внутри практически такие же, как и в мечети.
16. Самый жуткий вариант реставрации, который я встречал. Можно даже сказать, что это - риставрациянама.
Зайдя в главную залу, начинаешь постепенно поднимать голову вверх пытаясь оценить размеры помещения. Добравшись взглядом до купола, понимаешь, что даже несмотря на леса в центре, размер помещения огромный. Потом опускаешь голову и замечаешь еще таких же как ты, залипших взглядом на потолке.
17.
18.
19. На одном из перил можно найти надпись на греческом, датирующуюся 1565 годом. Там можно найти и другие надписи.
На стенах множество сюжетов из святого писания, лики святых и не только. Вот именно с этим "не только" связанна одна история. Прогуливаясь по залам музея, мы заметили пожилую пару. Они подошли к стене и что-то разглядывали. То, что они рассматривали, оказалось торчащими проводами из стены в не заделанной коробке. Чтоб запомнить этот момент я сфотографировал эту стену. После чего сразу же туда подошли еще пара человек, чтоб рассмотреть ставшими уже достопримечательными проводами.
20.
21. Купола Султанахмета просматривающиеся между куполов Айя-Софии. В распахнутое окно на втором этаже врывается морской ветер принося запах соленой воды.
22. Огромные щиты развешаны по периметру внутренней залы.
Мрамор для строительства Айя-Софии доставляли из каменоломен с территории современной Турции, островов мраморного моря и даже из Африки. Жаль после реставрации некоторые куски мрамора заменили разрисованными фанерными панелями.
23.
Музей Айя-София включен в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. Неудивительно, ведь нынешний вариант собора был построен полторы тысячи лет назад.
24.
В Стамбуле есть еще множество мест, которые стоит посетить. Есть еще несколько мечетей не значительно уступающих в размерах самой Султанахмет. На берегу напротив галатского моста стоит мечеть Эминёню.
25.
На холме, выше за Эминёню находится мечеть Сулеймание.
26.
Во дворе мечети открывается восхитительный вид на Стамбул.
27.
Внутри огромное открытое пространство, на тросах висит тяжелая люстра, вдали виднеется михраб. Несмотря на обилие туристов внутри очень тихо.
28.
Если присмотреться, из центра купола тянется цепь. На ней висит сфера символизирующая землю, соответственно купол - небесный свод.
29.
Если я не путаю, то это мечеть Шехзаде.
30.
Недалеко аэропорт и самолеты заходят на посадку над Стамбулом. Если сидеть на парапете во дворе возле Сулеймание, то можно наблюдать, как один за другим по воздушной трассе на посадку идут самолеты.
31.
В глубине страх кварталов скрывается Церковь Христа Спасителя в монастыре Хора, так же известная как музей Карие. Церковь сохранилась почти в первозданном виде. Внутри, нетронутые рукой человека, мозаики и фрески. Нам повезло - когда мы зашли, вместе с нами зал вошел гид говорящий по-русски, и мы послушали немного истории о музее и сценах изображенных на стенах и потолке.
32.
Снаружи ведутся объемные реконструкционные работы. Из-за лесов и тентов совсем не видно бывшей церкви. Настоящая ценность, все же находится внутри. Библейская история о спасители в картинах рассказана очень подробно - от рождения Иисуса до сошествия Христа в ад.
33.
На улице шел дождь. У нас было достаточно времени, чтоб в деталях рассмотреть все стены, купола, нартексы и апсиды. Под мерный шум падающих капель мы стояли, задрав головы к потолку.
34. Двенадцать апостолов.
Почти все сцены изображены под потолком и приходится ходить, задрав голову к верху, опасаясь, столкнутся с другими туристами.
35.
В местном магазине нам попалась одна из книг про Карие на русском языке. Нет, язык условно русский, но понять о чем речь, в основном, можно. Нам уже попадались пару раз такие книги и переводчик у них, видимо, один и тот же.
36.
Константинополь в своей гонке за величием увлекся гигантизмом. Чего только стоит Айя-София! Больше тысячи лет простоял этот собор с самым высоким и большим куполом! Пока в 17 веке не построили Собор святого Петра в Риме. Вся эта любовь к титаническим сооружениям передалась историческому наследнику - Стамбулу.
Мечети виднеются на много кварталов, даже в плотной застройке. Мы ориентировались по ним в городе. Что уж говорить про вид с воды.
37. Эминёню и Сулиймание вдали.
Говорят - "Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать". Да, тут много фотографий и можно увидеть как все это выглядит, но лучше почувствовать. В Стамбул стоит съездить еще и для того, чтоб прикоснуться к холодной колонне Султанахмета, почувствовать на лице бриз, врывающийся в открытые окна Айя-Софии, почувствовать запах дождя стоя под сводами Карие. Только так можно почувствовать тот дух Стамбула, который нельзя передать не через текст, не через фотографии.