01. Прекрасное завершение дня. Сидишь себе спокойно и наблюдаешь, как солнце постепенно опускается за гору, а по долине ползет тень. В голове перебираешь события предыдущих дней, пытаешься понять, как и зачем ты сюда попал. Даже нет малейшего ветерка, чтоб зашелестела трава, только приглушенно слышны голоса из лагеря. Хотя это спокойствие обманчиво - затишье перед бурей.
Первые полдня, проведенные в Местии позволили снова почувствовать себя человеком, а не средством передвижения для рюкзака. На полдня я вообще забыл о его существовании, но все хорошее имеет свойство заканчиваться. Из деревни мы уехали на таксисте до ближайшей вершины, чтоб не тратить время на пыльную дорогу вдоль стройки.
02. Неподалеку от Местии водила остановился, чтоб мы смогли набрать воды из источника, такой же железной на вкус.
03. Терраформирование в самом разгаре. Гора скоро превратится в склон для лыжников.
Обычная газелька с пассажирскими креслами, надрывно треща мотором, тащила нас в гору, сиди себе и смотри как все выше и выше поднимаешься над долиной.
04. Мест в маршрутке на всех не хватило , поэтому было установлено дополнительное высококомфортабельное место.
Буквально с первых же шагов перед нами раскинулась шикарная панорама горных хребтов. Где-то в стороне паслись кони. Табун не особо желал фотографироваться и не смотря на все мои потуги они скрылись. Бегая за табуном мне стало понятно, что сил поприбавилось и я снова оживился - могу на привалах не отлеживаться в тени рюкзака, а полноценно разведать местность в поисках кадров.
05.
Весь день мы бодро шагали вниз.
06.
К большому сожалению, мы шагали уж очень бодро, и все интересные места проскакивали за считанные минуты. Так произошло и с маленькой умирающей деревней Адиши. Очень контрастное место, я бы мог там задержаться на остаток дня, чтоб пофотографировать, можно было бы сделать полноценный репортаж, но наш отряд идет вперед.
07. Деревушка раскинулась на склоне горы. Несколько старых домов раскиданы на разной высоте, многие уже давно не жилые и рассыпаются из-за старости и отсутствия ухода. Проваливаются крыши, осыпаются стены. Жизнь постепенно покидает эту деревню.
Судя по состоянию деревни туризм здесь едва ли можно назвать успешным. Редкие туристы, доходящие в эти места (дорог для машин тут нет), не спешат останавливаться на ночлег.
08.
Единственный живой человек, которого мы увидели в деревне - девушка, зазывавшая нас в гостевой дом. Говорила на ломаном английском, русский не понимала. Возможно, она даже и не в советском союзе родилась.
09.
10. Башни, намного пережившие свое время, доживают последние мгновения своей жизни. Сколько они еще так простоят? Край тысячи башен уже скоро может стать краем пятисот башен, а может и вовсе ста!
11.
Одно из самых удивительных и загадочных мест похода осталось позади, едва удалось сделать несколько кадров на ходу. Именно поэтому я люблю ходить в походы самостоятельно, тогда есть больше свободы и можно спокойно изменить распорядок движения, пусть даже придется поплатиться за это удлиненным переходом на следующий день. В составе группы же приходится идти по плану, есть маршрут, есть сроки и контрольные точки.
12. Этот плоский пригорок на склоне, будто специально для деревни тут образовался.
13.
Солнце уже опустилось за горы, но еще было светло, до заката оставались пара часов. Летом в горах тепло, когда есть солнце, только оно скрывается - становится прохладно, а ночью и вовсе холодно. Впереди через несколько километров начинается ледник Лардаади. Появившаяся тень принесла прохладу ледника. Такая масса льда, спустившаяся с вершин, не может не влиять на окружающую среду, снижением температуры. Сегодня нам к нему не надо, да и завтра мы туда не пойдем, наш путь лежит к леднику Шхара - одному из самых больших в окрестностях.
14. Вечер, когда удалось поспать на ровной земле.
Ночь была прохладной, от этого еще меньше хотелось вылезать утром из теплого спальника. Героических усилий стоит заставить себя отказаться от теплого места, лучше на перевал еще раз залезть, чем покинуть спальник. Поход это вообще сборник героических поступков, когда приходится преодолевать себя, и на, казалось бы, простой вопрос "зачем я здесь?", стиснуть зубы и придумать вразумительный ответ. Каждый день надо придумывать все более и более интересные ответы и если на первых днях прокатывает ответ "потому, что здесь красиво", то потом ему на смену приходит что-то вроде "потому, что здесь мало кто был" последним же веским аргументом становится "потому, что я могу это и я докажу это хотя бы себе".
15. Тень от горы на облаках. Где-то там, вдали ползет солнце, а в долине пока еще холодно, приходится одевать на себя все теплые вещи.
После завтрака, мы подошли к реке. Горной, холодной и бурной. Мне уже и раньше приходилось переправляться через реку и в брод, и по навесной переправе, но тут нас уже ждал джигит с конем. Он должен обеспечить переправить на ту сторону. Что-то новенькое.
Сидя в седле, складывается ощущение, что все просто и сейчас одним, махом ты окажешься на той стороне. Вдруг конь спотыкается прямо в середине потока, пригибается и опускается в воду. В голове прокручиваются десяток вариантов как бы повыше поднять камеру над водой. Вспоминаешь, что еще фоторюкзак за спиной, но он вроде не должен промокнуть быстро и можно успеть вытащить все, даже если рюкзак намокнет. Секунда, конь погружается в реку... опустившись по шею, он успевает переступить и выровняться над водой, лишь несколько капель попало на берцы и прикрепленный сбоку рюкзак с вещами.
16. Перескочить реку не получится, хотя и кажется рукой подать до другого берега.
Неподдельное удовольствие от самого ощущения, что ты на коне форсируешь реку, пусть даже ты не управляешь процессом, но ты на коне и движешься в бурном потоке.
17.
18.
19. Даже показывая язык Карих не может скрыть радости на своем лице.
20. Леха прекрасно понимает меня в том, что значит "конь в реке оступился".
21. Обожаю стотридцатьпятку! В такую кашу смешать задний план в поясном портрете. Идеальный портретник.
Переправа осталась позади и мы оказались перед тропой, уходящей в непроглядный кустарник. Проплутав в нем около получаса, мы вышли на площадку с видом на весь ледник Лардаади. Примерно в середине ледника виднеется каменная полка, с которой падает водопад, скрываясь во льдах. Где-то под тоннами пресованного льда этот поток соединяется с десятками других и вновь появляется на солнце рекой Адишисчали.
22.
23. Фотосессия на фоне гор.
24. Первый общий снимок за весь поход.
Спустя еще час мы уже подбирались к вершине перевала. Короткая остановка полюбоваться ледником, определиться с дальнейшим направлением и начинаем спуск.
25.
26.
Тропа по длинному пологому склону едва просматривалась и, то и дело, терялась в высокой траве. Иногда появлялась, ненадолго, но все же пропала совсем. Мы шли по зарослям травы, которая иногда была по пояс. Редкие, случайные люди проходят здесь не часто, от этого можно ощутить себя почти первопроходцем, хотя правильнее было бы сказать, если бы было такое слово - редкопроходцем. Точные координаты на GPS-триккере указали на выход к мосту через реку в долине, хорошо, что он был, вряд ли бы нас тут встретил джигит с конем, а мокнуть в холодной воде не очень то и охота, даже в столь жаркий солнечный день, вода излишне освежающая.
27.
Сегодняшняя "прогулка" продолжалась недолго, уже ближе к 16 часам мы встали лагерем перед склоном без тропы. Крутой подъем не хоженый и целиком поросший рододендроном, но это будет завтра, а сегодня прохладный ненапряжный день, когда можно сидеть, расслабившись наблюдать за садящимся солнцем - "затишье перед бурей".
28.