Открытость - не самое сильное место наших соотечественников, выросших в СССР. Это не их вина - беда. Все, все должно быть втайне, не только от чужих - своих. Это основательно прошито не только в сознании - в способе существования, в самом существе, открыться означает не просто подставить себя под удар, это означает потерять себя.
Теория метода системных семейных расстановок Б. Хеллингера говорит нам о том, что если в роду были случаи наличия родственников, неблагополучных с точки зрения морали, поведения, образа жизни - об этом следует знать всем представителям рода. Нельзя скрывать и осуждать молча, прятать информацию о таковых, держать втайне то, что выглядит недостойным занять равное место в семье. Иначе что? Иначе в последующих поколения рождаются т.н. заместители - люди, в точности повторяющие то поведение, тот образ жизни, который тщательно скрывается в благих целях. Я не могу достоверно описать, какие процессы работают в этом случае, поэтому гипотез выдвигать не буду, но приведу пример из сегодняшней жизни.
Женщина имеет двоих сыновей. Женщина вполне успешная, замужняя, социально адаптированная, целеустремленная. Карьера сложилась, родила и вырастила здоровых детей, дала им образование. Говоря анкетным языком, пользуется уважением руководства, коллег и друзей. Делает много добра людям - и чужим, и близким, не забывает и о себе, любимой. Словом - во всех отношениях все правильно. Но.
Первый сын - запойный пьяница. Не то, чтобы алкоголик последней стадии, но запои регулярные. Добрый, здравомыслящий, умеющий заработать и зарабатывающий, но совершено ненужный сам себе человек. Есть семья - жена, ребенок. Любящие жена и ребенок! Отмывающие и принимающие его в любом виде. Но муж и отец подводит их всякий раз, когда он нужен именно в качестве мужа и отца - человека, на которого можно положиться. Нет, на него невозможно положиться - подведет в самый ответственный момент. Я видела, как начинаются запои - это завораживает. Возбуждение, граничащее с помешательством, и все (буквально!) сосредоточено на одном. Я видела, как пьют запойные первую половину запоя - невероятная неутолимая жажда. Это можно показывать в качестве рекламы прохладительных напитков - алкоголь любой крепости пьется как холодная вода в 50-градусную жару - огромными глотками, почти без пауз, до любого дна, до полного и бесповоротного свинства, пока не наступает фаза физиологического коллапса. Как могло случиться, что у такой правильной во всех отношениях женщины, заботливой мамы - запойный сын?
Мать любит его искренне, вкладывается в него всем, чем может - результат нулевой. Пробовала и так и этак - и уговаривать, и наказывать, и многократно кодировать - ничего не помогает. Похоже, что смирилась, хотя смотреть на гибнущего сына равнодушно не может. Не пробовала только одного - признать, что его кровный отец был таким. Признать, рассказать об этом, поделиться этой бедой с родными. Никогда! Она не может перенести такого позора, она не может рассказать об этом факте, она и отец ее ребенка несовместимы, ведь она ушла от него давным-давно! Он не достоин занять место в роду! И сын демонстрирует всем то, что так упорно пытается скрыть мать. Всем плохо. Плохо матери, плохо сыну, плохо семье сына - хорошо только материнской самооценке.
Второй сын совсем не похож на первого, потому что он от другого отца и нынешнего мужа нашей героини. Получил образование, завел семью, детей. Длительное время профессионально рос, был сосредоточен на проблемах детей. Все было благополучно, пока у его жены хватало сил и энергии вести себя с ним в точности так же, как его матери - с его отцом. Семейный сценарий матери, ожегшейся на первом браке с алкоголиком - мужа нужно держать в ежовых рукавицах, но при этом делать вид, что никаких рукавиц нет, а муж - глава семьи. Оказывается, подкаблучник может быть вполне успешным в собственных глазах, если супруге удается поддерживать его имидж настоящего мужчины до конца дней. Оказывается, слабому мужчине не важны подлинные достижения, ему важно лишь то, что он видит в глазах своей половины. И то, что ее глаза лгут и льстят - значения не имеет
Итак, невестка в какой-то момент сломалась - для нее семейный воз оказался слишком тяжел. Она верила в то, что, поддерживая мужа и отца своих детей на пределе своих сил и возможностей, в будущем сможет рассчитывать на такую же поддержку мужа. А что получилось? Без сломавшегося внешнего двигателя в виде жены из мужчины мгновенно вышел пар. Куда делись проекты, планы на будущее, амбиции? Благородство, щедрость, вальяжность сменились скупостью, агрессивностью по отношению к слабым, бесхребетностью по отношению к сильным. Сразу в полный рост восстали из небытия его подлинные немногочисленные эксклюзивные ценности - диван, телевизор и сон. Ценности в точном соответствии с идеалами отца, тщательно, старательно, длительно, но безуспешно прикрываемые матерью. Одномоментно он потерял контакт и с бывшей женой, и с детьми, которые как-будто тоже стали бывшими. Семья распалась, мужчина опустился со скоростью паровоза, стал обрюзгшим, вялым критиканом, который знает все о жизни - мать делает вид, что у сына временные трудности, все отлично, просто обстоятельства сложились неудачно.
Повторяется все та же ситуация - женщина, выдающая желаемое за действительное - а именно слабого, неприспособленного к поступкам мужа за главу семьи, - получает точно такое же невнятное созданье в виде своего сына. Правда, есть в этом случае позитивный прогноз - сын человек нестарый, если мама успеет подобрать ему подходящую крепкую женщину, то он может быть столь же успешным в роли свадебного генерала номинального главы семьи, как и его отец.
Тяжело то, что нынешней героине всего этого уже не объяснить. Она считает свои поступки безупречными, ошибки исправленными, и подобные сомнительные истории воспримет в лучшем случае как попытку опорочить ее. К тому же возраст преклонный, в таком возрасте, увы - пытаться показать картинку с неожиданной стороны равносильно убийству - переживание может быть в буквальном смысле смертельным.
К чему рассказ? Конечно, не все так просто, в отношениях всегда как минимум две стороны, даже если это отношения с самим собой. И две зарисовки о двух сыновьях одной женщины в некотором смысле схематичны. Мы всегда должны видеть полную, целостную картину - в каждом случае есть еще жены, дети, и их выбор не случаен, и их судьбы также непросты, и они привнесли свое в сложившиеся нескладные отношения. Но линию мать-дети сейчас я хочу подчеркнуть тремя жирными чертами, да еще и три восклицательных знака поставить в конце. В этом месте - воспитания детей - всем нам, женщинам, нужно быть как нельзя более ответственными. Мы должны помнить, что за количество потомства отвечает мужчина, а за качество - каждая из нас, персонально. Мы не можем не совершать ошибок, поскольку живые, но исправлять их желательно как можно скорей, не распространяя на многие поколения нашего потомства.
Это не реклама семейных расстановок, отнюдь. Я предлагаю попробовать осмыслить нежелательные поступки своих родных (и свои собственные в т.ч.) с такой вот неожиданной стороны. А что делать с этим дальше - это следующий вопрос.