Про джаз, уральский феномен и две правды о.Павла Флоренского

May 01, 2012 23:51

Нынешний Первомай я встретила, как мне и полагается, на джазовом концерте.

Получила огромное удовольствие - впрочем, как всегда от джаза. Но само действо стало для меня неожиданностью, чем и спешу поделиться.

Сразу прошу прощенья у знатоков - я ничего не смыслю в музыке. Это правда. Все, что слушаю, делится для меня на две части - мне нравится или нет. При этом совершенно не имеет значения музыкальный жанр - классическая, попса, рок, и проч.проч.

Концерт состоял из двух частей - двух джазовых квартетов. Первую часть выступал красноярский коллектив, Jam-квартет - барабанщик, клавишник, гитарист, саксофонист. Украшением квартета была Сонечка Мармеладова (как всегда, не помню фамилий, но это ведь неважно?) - солистка. Да, конечно, Сонечка очень хороша, очень. Да, особенно ноги. Это все, что можно про нее сказать. А ребята молодцы!

Делали классический джаз, и у них все получилось. На хорошем уровне мастерства, в отличном настроении и состоянии. Если бы не шепот солистки, могло быть отлично. Первая часть пролетела на одном дыхании, хотя публика принимала артистов довольно сдержанно, и было понятно, что все ждут вторую часть. Я, как всегда, подпрыгивала, потряхивала и постукивала - не знаю, как можно усидеть неподвижно в таком потоке радости и жизни. В антракте муж между прочим пробурчал: «Наверное, опять после перерыва весь ряд уйдет». Это он про то, что я своими телодвижениями раскачиваю не только свое кресло, но и все рядом стоящие - нууу, я не виновата, что так концертные кресла устроены! - и на последнем концерте (оркестра Лундстрема) соседние дамы ушли-таки от меня подальше, несмотря на полный аншлаг - впрочем, может, они просто ушли, не от меня, а от концерта.

Вторая часть - квартет Сергея Проня, ребята из Екатеринбурга. Клавишник, контрабасист, барабанщик, и сам Пронь - трубач. Звучит первая композиция - я в ступоре. Если говорить красиво, то звучат каменные джунгли. Если некрасиво, но более внятно - сумасшествие мегаполиса, полный когнитивный диссонанс. Я ужаснулась. Ребята - виртуозы, импровизации безупречны, дают собственные темы, но мозг распадается, а впереди еще полконцерта. Уйти неудобно, и еще есть надежда, что впереди что-то изменится.

Публика взрывается аплодисментами! Что это - я чего-то недопоняла, или это из «нет пророка в своем отечестве»? Расслабилась, жду. Вторая композиция. И вдруг - мощный, ровный поток энергии, волна, заполняющая интеллект. Уже не хочется двигаться, тело отсутствует, есть только спокойная, широкая река мыслей, непрерывная, плавная. Трудно даже аплодировать, шевелиться, хочется, чтобы это состояние не разрывали всплески рук. Следующая, еще, за ней снова и снова - все композиции проникают в меня через привычное место - мозг.

И меня пронзает мысль - вот они, две правды, которые может соединить только человек. Те, о которых писал для нас отец Павел - правда бытия и правда смысла.

Первый квартет - олицетворение бытия, жизни тела, удовольствия от самогО факта пребывания в мире. Их музыка проникает внутрь прямо через живот, через руки, ноги - голова пустая, звенит от пустоты, так хорошо! - ничего не хочется, все уже есть. В искрах жизни тело само двигается, невозможно не двигаться, сопротивляться этим импульсам, бьющим изнутри.

Второй - это заполнение ума, мягкое и сильное. «Слово о Слове, сказанное Слову». Да, тела нет, но есть поток мысли, размышление, красивое, гармоничное, виртуозное, не похожее ни на что ранее известное. Удивительно ощущение, обволакивающее.

И становится понятным, откуда такая разница в принятии артистов. Мы с вами давно забыли, что такое просто жить, бытийствовать. Мы даже слово такое не применяем - нам оно неведомо… Наше тело мы воспринимаем с двух концов сторон - сверху (насилуем диетами, фитнесом, рекомендациями врачей) или снизу (кушаем не в меру, секса чем больше, тем лучше, а как заболеем - вообще все его прихоти пестуем). Наше тело совсем не наше, и уже неспособно воспринимать ничего, кроме грубых механических воздействий - где ж ему воспринять музыку! Нечем, не калиброван, не настроен инструмент!

А вот голова - это да. Голова заменяет нам все остальное. Мы постоянно заняты решением умственных задач, нами почти на 100% руководит личность, сознание, а потому это место и более чувствительно, открыто к восприятию - мы все воспринимаем через голову, через мозг, ибо - развиты.

И вот он, уральский феномен, о котором все пишут, но объяснить никто не смог - чем там ребят накрывает таким, что их творчество уходит в голову? Творчество незаурядно -  Чичерина, Агата Кристи, Наутилус помпилиус и другие, известные и не очень, но многие вполне успешны и знамениты - и все родом оттуда, из мозга. Ну, т.е. родиться то они могли и в других местах - так, Пронь не с Урала, Бутусов - наш земляк, красноярец, но вот приехали в Екатеринбург - и все. А может, наоборот - именно таких людей тянет в этот город? Но опять же - чем? Одним словом, я тоже не открою тайну сию, лишь еще раз ее подмечу.

Хороший праздник Первомай, джазовый.

уральский феномен, Сергей Пронь, Jam-квартет

Previous post Next post
Up