Лермонтову - 200 лет

Oct 15, 2014 20:06

…Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой.
Учись презирать неприятности, наслаждаться настоящим, не заботиться о будущем и не жалеть о минувшем.
М.Ю. Лермонтов



Михаил Юрьевич Лермонтов - одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».


Михаил Юрьевич Лермонтов является не только самым цитируемым поэтом России, но и чемпионом среди всех писателей и русских поэтов по количеству прижизненных портретов. Вот самые известные из них.



Лермонтов Юрий Петрович, отец поэта
Капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера".



Лермонтова М.М., мать поэта

Лермонтова Мария Михайловна, мать поэта. Известно, что Лермонтов родился в Москве - на одном их домов на площади Красных Ворот, на углу Каланчевской улицы, можно увидеть мемориальную лоску белого мрамора: "На этом месте находился дом, где 3 (15) октября 1814 года родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов". Что заставило семью, ожидавшую первенца, оставить родовую усадьбу и искать пристанища в осенней Москве 1814 года, большая часть которой представляла в это время огромное пепелище, только начинавшее отстраиваться после наполеоновского нашествия? - загадка. Считается, что на том настояла знаменитая бабушка Лермонтова - Е.А. Арсеньева, считавшая, что ее беременной дочери, слабой здоровьем, необходим в столь ответственный период присмотр столичных врачей. И семья сняла однокомнатную квартиру в доме родственника - московского обер-полицмейстера генерал-майора графа Конрада Фридриха фон Толя. Жили, конечно, в тесноте, но тогда, по свидетельствам современников, после пожара 1812 года в Москве оставалось только четыре уцелевших дома.



Арсеньева Елизавета Алексеевна, бабушка поэта.
Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Один из ее родных братьев, Александр, служил адъютантом Александра Суворова, двое других - Николай и Дмитрий, вышли в генералы, один стал сенатором и дружил со Сперанским, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестер была замужем за московским обер-полицмейстером.После смерти мужа Елизавета Алексеевна стала сама управлять своим имением в Тарханах. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной. После смерти и похорон Марьи Михайловны его отец Юрий Петрович, находившийся в состоянии конфликта с Арсеньевой, уехал в свое собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, а юный Михаил Лермонтов остался на попечение бабушке.



Это самый ранний портрет Лермонтова, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Здесь Лермонтову предположительно три-четыре года, а в то время мальчики до 5 лет носили белые девичьи платья. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос.



Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году крепостным художником. На портрете мы видим шести - восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.



Этот портрет, как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты Лейб-Гвардейского Гродненского гусарского полка. Здесь 20-летний Лермонтов изображен в вицмундире гусар, на плечо небрежно - на манер римской тоги - наброшена шинель, в руках - треуголка. Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру - удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра - портрет внушает доверие не только верно переданными, красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубиной взгляда, которую художнику так точно удалось уловить. А.М. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами».



Портрет относится к январю - февралю 1837 года. Выполнен Петром Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу его бабушки. Поэт изображен в парадном мундире Гродненских гусар - в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Е.А. Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем был передан в Государственную Третьяковскую галерею.



В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине - В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.



Портрет 1838 года работы художника Александра Клюндера. Лермонтов в черном расстегнутом сюртуке Лейб-Гвардейского Гродненского гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Портрет подписной, датированный: «38/XI». Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Лермонтова - из собрания командира этого полка М.Г. Хомутова.



Второй портрет работы А.И. Клюндера - авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) - почти не отличается от предыдущего портрета, нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель; с 1917 находится в Институте русской литературы).



Портрет работы Петра Заболотского. Лермонтов одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840» (славянскими литерами). Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.



Портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это - единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.



Последний прижизненный портрет Лермонтова - выполнен художником К.А. Горбуновым в 1841 году во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. Лермонтов одет в сюртук 77-го Тенгинского пехотного полка. В 1875 году П.А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти».



На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», - писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего.

Источник

Поэзия, Интересности разные

Previous post Next post
Up