Ежегодно Всемирный День поэзии отмечается 21 марта в соответствии с резолюцией 30-й сессии ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже в 1999 году. В соответствии с решением ЮНЕСКО основной целью празднования Всемирного дня поэзии является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков посредством поэзии. Кроме того, этот День призван содействовать развитию поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению издательского дела и созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям....
...Сегодня - Всемирный день поэзии. А значит, в институтах и кафе проводятся творческие вечера и конкурсы для молодых поэтов. Вот интересно, почему одним людям сочинять стихи легко и просто, рифмы как будто сами вплетаются в их речь, а другие, сколько ни сидят над листом бумаги, не могут сочинить ничего гениальней чем: "Я - поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик". Изначальные способности к поэзии у всех разные, но их можно развить, было бы желание. Конечно, гениальными пиитами могут стать не все, но гениев вообще единицы. Но на каком-то уровне писать стихи, по моему убеждению, может научиться практически каждый. Предлагаю шутливую инструкцию, как это сделать.
Поэтические игры
Если вы мечтаете писать стихи в классическом понимании, надо запомнить закон двух Р: рифма и ритм.
С рифмами все вроде понятно - это слова с похожими окончаниями, из-за которых они звучат созвучно. Неясно только, почему одни буквально мыслят рифмами, а другие вынуждены по полчаса копаться в памяти и подбирать подходящее слово, а то и прибегать к электронным словарям рифм. Причин может быть масса. Возможно, первые просто в жизни читали больше стихов, и рифмованные пары засели у них в голове. Может, у них просто больше словарный запас и лучше поэтическое чутье. Но суть в том, что эту особенность можно развить - чаще читайте стихи, а в свободное время придумывайте рифмы. Например, по дороге в метро увидели слово "скидка", и начинайте копаться в памяти: накидка, плитка, улитка, калитка, кибитка, кредитка.
Остается добавить, что рифмы, чаще всего встречающиеся в классической литературе, обычно бывают трех типов: парная (ААББ), перекрестная (АБАБ) и опоясывающая (АББА). Можно пробовать писать четверостишья в разных вариантах. Например, Пушкин в "Евгении Онегине" в каждой строфе успешно использовал каждый из этих видов рифмовки.
Второй вопрос - ритм. Можно поднапрячься и вспомнить о силлабо-тонической системе стихосложения, согласно которой существует пять стихотворных размеров: ямб и хорей (те самые, которые никак не мог разлить Евгений Онегин), анапест, амфибрахий и дактиль. Можно, в целом, и не вникать в эти термины. Нарушения в ритме стиха можно понять и без них - такие произведения, несмотря на рифму, звучат нескладно, "лишние" слоги как бы вываливаются. Например:
Знайка шел гулять на речку
Перепрыгнул через овечку.
Слышите? Буква "о" в слове "овечка" как будто мешается.
В компании довольно весело играть в поэтические игры. Правила очень просты: нужно выбрать тип рифмовки и с друзьями по очереди говорить по одной строке, рифмуя их друг с другом. С одной стороны, получается весело и очень смешно. С другой - развивает фантазию и учит быстренько отыскивать в своей памяти созвучные слова.
А если вы решили стихами личного сочинения поздравлять с любыми праздниками друзей и знакомых, то, мой совет - поменьше пафоса и высокопарной лексики. Самые жуткие любительские стихи, которые я читала, написаны как будто в подражание Ломоносову. Нас от высокого слога в поэзии начал отучать еще Грибоедов, а "наше все" Пушкин вообще доказал всему поэтическому миру - пишите проще, и читатель к вам потянется. Он перевел на поэтический язык все, что только можно: признания в любви, политические мысли, злобные эпиграммы и даже неприличные прибаутки. Так что и вы, рифмуя строчки, будьте проще и искренней - в высокопарных словах легко заблудиться и потерять все чувства. Говорите своим обычным языком.
Ну и, по моим наблюдениям, самый бурный восторг всегда называют стихи, в которых присутствует здоровая доля юмора или иронии. Тот же Пушкин любил
пошутить в стихотворной форме. Причем иронизировал он, в том числе и над поэтическими штампами.
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Футуризм и поэтическое хулиганство
Впрочем, при сочинении стихов не обязательно брать пример с классической поэзии. Почему бы не вспомнить про начало XX века и такое прекрасное дитя переходного времени как футуризм. В этом стиле стихосложения правило только одно: забудьте о правилах. Можно и нужно нарушать ритм, рифму, и даже законы русского языка. Просто необходимо придумывать новые слова. Давать советы, как это делать, невозможно. Можно только читать, вдохновляться и пробовать самому.
Читать, например, стихи гениального и слегка безумного Велимира Хлебникова. Вот, кстати, мое любимое:
Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!
Но смерч улыбок пролетел лишь,
Когтями криков хохоча,
Тогда я видел палача
И озирал ночную, смел, тишь.
И вас я вызвал, смелоликих,
Вернул утопленниц из рек.
"Их незабудка громче крика",-
Ночному парусу изрек.
Еще плеснула сутки ось,
Идет вечерняя громада.
Мне снилась девушка-лосось
В волнах ночного водопада.
Пусть сосны бурей омамаены
И тучи движутся Батыя,
Идут слова, молчаний Каины, -
И эти падают святые.
И тяжкой походкой на каменный бал
С дружиною шел голубой Газдрубал.
Или вот, коротко, но емко об экологической катастрофе:
Леса лысы.
Леса обезлосили. Леса обезлисили.
После смерти Хлебникова Маяковский писал о нем, восхищаясь способностями товарища к словотворчеству:"Однажды Хлебников сдал в печать шесть страниц производных от корня "люб". Напечатать нельзя было, т.к. в провинциальной типографии не хватило "Л".
Честно сказать, для поэтов-любителей футуризм - далеко не самый легкий путь. Во-первых, придумывать слова - дело сложное, гораздо проще управляться с уже имеющимся материалом. Во-вторых, готовьтесь быть непонятными и непризнанными - подобная поэзия редко привлекает множество поклонников.
Игры в японском стиле
Если перспектива словотворчества вас тоже не вдохновляет, можно вспомнить о хайку - традиционной японской поэзии.
В японском языке классические хайку имели строгую структуру. Они состояли ровно из 17 слогов, в трехстрочном варианте записи: 5-7-5. Правда, переводчики этой структуры обычно не придерживаются - длина слов во всех языках разная, так что уложиться в столь жесткие рамки невозможно.
Хайку - это короткое, но емкое и обычно образное впечатление автора о настоящем моменте времени. Приведу несколько примеров знаменитого поэта Мацуо Басе.
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
***
Для чайных кустов
Сборщица листа - словно
Ветер осени.
***
Чайку качает,
Никак спать не уложит,
Колыбель волны.
Классические хайку чаще всего посвящены природе либо мыслям и эмоциям автора, которые тоже напрямую связаны с природой.
Кроме того, сейчас появляются так называемые псевдохайку. По стилю они напоминают традиционные японские трехстишья, а вот по смыслу сильно отличаются и часто носят юмористический характер.
На таких псевдохайку собственного сочинения можно даже разговаривать: сочинять тосты, поздравления, говорить о спорте, театре или политике. Например:
Крым присоединили.
Доллар растет, как бамбук -
Смутное время.
В общем, в любом стихосложении главное, чтобы творцу было, что сказать. А нужную форму подобрать всегда можно.
Источник etoya.ru