Click to view
11 сентября 1935 года, в Пайде - небольшом городе недалеко от Таллинна - родился Арво Пярт, эстонский композитор.
В семь лет Пярт начал учиться играть на рояле и изучать музыкальную теорию в таллиннской музыкальной школе. В 14 лет Арво Пярт стал пробовать свои силы в сочинении музыки и в 1957 году поступил в Таллиннскую консерваторию, где учился в классе Хейно Эллера (1887-1970), ученика А.К. Глазунова. Профессор Эллер был знаковой фигурой для нескольких поколений эстонских композиторов.
В 1958 году, ещё будучи студентом, Арво Пярт начал работать звукорежиссёром на эстонском радио. Тогда же композитор пишет музыку для театра и кино (за всю свою жизнь Пярт написал музыку к 50 фильмам), так что к окончанию консерватории в 1963 году его действительно можно назвать профессиональным композитором. В 1962 Пярт получает всесоюзную премию за детскую кантату «Наш сад» и ораторию «Поступь мира».
С начала семидесятых годов Пярт изучал старинную музыку и до 1976 сочинял мало. Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции Пярта. Третья симфония, написанная в 1971 году, отличалась от прежних произведений. С этого момента в критических статьях появились такие характеристики стиля Пярта: использование диатоники, модальности и благозвучия.
В середине 1970-х Арво Пярт пришел к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах - трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда. Сам композитор назвал его tintinnabuli (лат. «колокольчики») и охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». Первые же произведения, созданные в этом стиле, - Arbos, Fratres, Summa, Tabula rasa, Cantus («Песнь») памяти Бриттена для колоколов и струнных (1977) - принесли Арво Пярту мировую известность.
Официальная реакция на музыкальные эксперименты не могла быть одобрительной. Как мог советский композитор, начинавший с соцреализма, удариться в авангард и какофонию? В 1980 Пярт эмигрировал из СССР и вскоре поселился в Берлине. Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, проникнутых религиозным духом; среди самых значительных отмечают Pan intervallo для 4 блокфлейт или органа (1980), De profundis для мужского хора и органа (1980), Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Joannem («Страсти по Иоанну» на основе латинского текста) для солистов, хора, 4 инструментов и органа (1982), Stabat mater для 3 голосов и струнного трио (1985), Те Deum для 3 хоров, струнных и магнитофона (1985), 7 антифонов к Магнификату (1988), Магнификат (1989), «Богородице Дево» для хора a cappella (1990), Берлинская месса для хора и органа или струнных (1990-91), «Канон покаянен» для хора a cappella (1998).
Арво Пярт: «У меня разная музыка есть. Есть музыка для концертного зала, которая не предназначена и не годится для в церкви, а тем более - для церковной службы. Потому что музыка для богослужения - это совсем другой мир, там нельзя так... композитор там должен стоять как бы в стороне, он должен не входить в эту атмосферу со своими страстями. Она должна быть бесстрастная в этом смысле. И так получается даже, что большинство музыки, написанной на духовные темы или духовные тексты, оно не сочетается с религиозным духом. А часто так бывает, что люди только дают названия своим страстям и симфоническим всяким кошмарам названия из Святого писания, которые на самом деле не имеют ничего общего с литургией. Может быть, так можно делать, но этим можно и в заблуждение ввести. Во-первых, человек сам заблуждается и позволяет себе вольность, и других вводит в заблуждение. И это видно тоже - и из классической музыки - укоренились только редкие вещи и стали церковной музыкой. Даже реквиемы и мессы бывают в большом количестве, на самом деле это не мессы. С эмоциональной точки зрения это как бы анти-мессы».
Дирижер Саулис Сандецкис о музыке Пярта в интервью на «Радио Свобода»: «Музыка Пярта глубоко духовная, очень медитативная. Он создал такой стиль, который лечит раны нашего века. И то, что сейчас происходит в мире - эта поп-культура - это только развлекательность и ухода человека внутри себя очень мало. Его музыка - это полный уход внутрь себя и полное постижение душой непостижимого божества. Он, фактически, пишет религиозную музыку, хотя и инструментальную. Даже когда мы играем, например, Orient Oxidеnt, под оркестровой партитурой написаны слова, это - молитвы, по-русски, поскольку он исповедует православную веру. Это молитва веры в единого Бога, и когда мы играем, я, играя инструментальную музыку, мысленно выговариваю написанные слова, и тогда нахожу адекватные ответы в артикуляции в той партитуре, которою он создал. Кто как хочет, пусть так и верит. Те, кто любят музыку Пярта, не обязательно должны быть православными. Но люди должны иметь хоть какую-то связь с духовной жизнью. Люди, способные на медитативное мышление, на созерцание, находят в его музыке состояние, которое индусы называют нирваной».
Введите содержимое врезки