Маловато было походов в моём детстве. Может быть, школы попадались неважные, где не было активных и заводных вожатых. Родители тоже редко выбирались на природу, хотя жили в Таджикистане. А пейзажи там изумительные! Лиловые зубцы гор на фоне пронзительно синего неба, сверкающая под солнцем река Сырдарья, а по берегам - густая мешанина южных деревьев, кустарников, трав… Эх!
Сказочная красота - зона отдыха Чумчук-Арал в г. Худжанд
Но один поход с родителями я смутно помню. Есть даже «вещественное доказательство» - сохранившаяся в альбоме старая фотография. На ней - мои мать с отцом и их друзья, две супружеские пары с детьми. Точнее, одна из пар «располовинена» - жена присутствует на снимке, крайняя слева. А муж фотографировал, поэтому оставил на фото лишь своё редкое по тем временам умение фотографировать и чувство композиции.
Взрослые напряжённо застыли. Не умели тогдашние люди фотографироваться! Зато дети полны эмоций!
Мы отправились в суточный поход на Чумчук-Арал. Есть такая красивейшая зона отдыха в городе Худжанд (во времена моего детства он назывался Ленинабадом). Взрослые устроили костерок на берегу и разбили палатки.
Это был первый раз в жизни, когда я ночевала в палатке! Помню что мне это безумно нравилось, хотя и было жестковато. А вот мать была недовольна. Она любила комфорт, а приключения были ей чужды.
Отец, наоборот, наслаждался атмосферой. Вместе с мужчинами они немедленно затеяли рыбалку. Мне тоже дали удочку в руки, но во вкус я не вошла. Скучно сидеть без движения, когда река искрится и зовёт в свои прохладные объятия!
Плавать тогда я не умела, поэтому мать заранее сшила мне спасательный жилет - что-то вроде бюстгальтера со вшитыми внутрь кусками пенопласта. Этот странный девайс отлично держал на воде моё тощее восьмилетнее тельце. И мы плескались с ребятишками, пока не набрали полные уши воды и полные рты речного ила и песка.
Кафе "Самолёт" в Чумчук-Арале. В детстве меня водили туда. Неужели оно до сих пор работает?
Потом нас выгнали из воды к обеду. Женщины сварили уху и сделали какие-то салаты. Уха мне жутко не понравилась, с тех самых пор я ни разу не ела рыбного супа. Боюсь ощутить тот же отвратительный вкус и запах.
И ещё один памятный «первый раз» в том походе - кто-то из взрослых дал мне отведать водки из стеклянной стопочки. Ух, какой это был жуткий удар по вкусовым рецепторам! Я долго плевалась, потешая подвыпивших взрослых, а мать раздражённо отчитывала того, кто эту самую водку мне дал. Может, это был отец?
Ещё запомнился рассвет на реке. Пьяняще свежий, с истомным розовым солнцем, медленно поднимающимся над спутанными ветвями деревьев. Пахло влажными травами. Урчали в прибрежной траве лягушки. Дрожали над рекой тоненькие синие стрекозки, носившие забавное название «ниточки-иголочки».
Примерно таким был рассвет. Жаль, что никто не сфотографировал его, и пришлось искать картинку в Интернете.
Вот и всё, что я помню из того похода. Смотрю на старую фотку, где я - смеющаяся девчонка, которую обнимает строгая мать. А ведь я такой и осталась. Ничего не изменилось со времён похода - так же наивно смотрю на мир, смеюсь Бог знает чему, доверяю всем подряд.
А родителей больше нет. Оба ушли в этом году - и красивая женщина, обнимающая смешную девчонку, и добродушный брюнет рядом с ней.
Хорошо хоть фотка осталась.
Можно посмеяться, глядя на неё. Сквозь слёзы.