Power metal зародился в 80-х в Америке, но довольно быстро переполз в Европу, а затем и в Скандинавию. На настоящий момент лидируют Финляндия (Stratovarius, Sonata Arctica, Nightwish определенного периода), Италия (Rhapsody Of Fire и еще кто-то, в этой школе я не разбираюсь) и Германия (Helloween и, конечно, Blind Guardian).
Power по большей части оптимистичная музыка (проекты типа Inmoria вспоминать не будем), и поэтому я ее не люблю. =) Но, тем не менее, я люблю позднюю, "прогрессивную" Сонату Арктику и некоторую часть опять же позднего Blind Guardian. Вообще, существуя с 80-х, жанр существенно поизносился, так что только ленивый теперь не добавляет симфонические или/и прогрессивные элементы.
Blind Guardian. "Nightfall in the Middlearth" 1998 года, "Imaginations From The Other Side"(1995), юноши с горящими глазами и мечами в руках, fantasy metal в классической европейской обертке - без сопливых финских клавишных, без заигрываний с симфонизмом, агрессивный, быстрый, эпичный. И, конечно, "The bard's song", средневековые акустические баллады. Романтика.
Впервые в моей жизни Blind Guardian встретились мне в контексте того самого "Nightfall...". Стоит ли говорить, что для девочки, самой тяжелой слушабельной музыкой для которой была поздняя Ария, осатанелый визг вокалиста и крайне быстрый темп оказались более чем достаточным аргументом никогда больше к этому не возвращаться.
У Blind Guardian есть очень весомый аргумент в свою пользу. Аргумент этот носит имя Ханси Кюрш и по слухам имеет диапазон в четыре октавы, а также (уже не по слухам) уникальный тембр и удивительную силу голоса (Осатанелый визг все-таки больше характерен для ранних альбомов, да). Манера его пения довольно агрессивна, впрочем, да и действительно приятным его голос становится в среднем диапазоне. Тем не менее, это тот самый случай, когда я влюблен в голос вокалиста. (Но стрижку я ему не прощу).
А тем временем в 2010 году вышел новый альбом Blind Guardian "At The Edge Of Time".
Под катом - длинный и нудный потрековый обзор альбома.
А перед ним был "A twist in the myth", где была прекрасная "Otherland", и "Lionheart", и "Scalds And Shadows", заставившие меня сходить на концерт этой группы.
Итак, первое что звучит в альбоме громко и четко, с первых аккордов Sacred Worlds - деньги. Вслушиваясь в оркестровку, эпичную, красивую, ДОРОГУЮ, проникаешься всепоглощающим очарованием неограниченных финансов. Помните, ни одна полуподвальная группа никогда не сможет записать альбом с оркестром и живым хором. Они обречены на сортирное качество записи, убогие аранжировки, запись вокала и музыки в одну дорожку. Боже упаси, чтобы они попробовали какие-нибудь эффекты - даже простейшее эхо будет испоганено, не говоря уже о повторном наложении голоса вокалиста. Я знаю, что существуют фанаты грязного, гаражного звука, но слезы ненависти и отчаяния (переигрываю) при прослушивании "Brave Murder Day" незабвенной Katatonia обеспечены - ударные не должны звучать как пластиковые мусорные ведра. Я уж молчу про русский андеграунд и кривые записи менестрелей.
Деньги - это хорошо, но это меньше половины успеха.
Итак, первая песня - "Sacred Worlds", оборкестрованная (я тоже буду творить гла... прилагательные - такова сила Хаоса) версия песни "Sacred" из OST поганого немецкого клона Diablo "Sacred 2". Несмотря на поганость игры, песня мелодична, интересна, прогрессивна и симфонична. =) Текст там простой, может восприниматься вне контекста, "Избранный встанет на защиту священного мира", очень романтично. Отмечу потрясающую работу Ханси в медленных местах, куплетах и припевах. Темп песни средний (по большей части, в ней 9 минут), вокальная работа лирическая, неагрессивная (по большей части, опять-таки). Всем не любителям золотой классики посвящается.
Далее - Tanelorn (Into The Void). Фэндом - Майкл Муркок, "Вечный Воитель". Долго не мог понять, нравится ли мне эта песня. Все-таки нравится. Очень агрессивная, быстрая, отличная гитарная работа, незаезженный соляк. Структурно интересна, в духе позднего Blind Guardian, со сменами ритма, перекрещивающимися, меняющимися местами мелодиями. Из-за агрессивности может возникать отторжение у нежных личностей (типа меня =)). Текст не смотрел, ибо все равно фэндом незнакомый.
Road Of No Release. Фортепьянное начало и "Песня Трактирщика" Бигля. Текст, расписанный по ролям, что (насколько я помню композицию этого восхитительного романа) вполне оправдано. Средний темп. Фэндом уважаю, но песня вышла несколько блеклой. Из плюсов - фортепиано и голос Ханси. Из минусов - структурная бедность. Провалили тему одного из моих любимых произведений, а на предыдущем альбоме сделали это же с "Темной Башней".
Ride Into Obsession на основе цикла "Колесо Времени" некоего Мартина Джордана. Фэндом снова незнакомый, но вот песня - просто конфетка. Быстрая, но не слишком агрессивная, с удачно использованным хором и заводным припевом. Одна из любимых вещей, на уровне Танелорна, Sacred, Voice In The Dark и Wheel of Time.
Curse My Name - википедия утверждает, что она основана на памфлете Джона Мильтона «Право королей и правительств» (ЧТО ЭТО?). Текст как будто бы действительно о праве королей и правительств. Тем не менее, это первая из двух баллад на альбоме, выполнена (как ни удивительно, ага) в средневековом стиле. Имеет очень красивый переход с многоголосьем на втором плане и маршевым ритмом ударных на первом. В качестве добавочного плюса имеется партия флейты.
Valkyries - это концертный номер. И это еще одна загубленная (на мой вкус) песня в среднем темпе. У нее восхитительное, многообещающее вступление. А потом она переход в мажор. Как говаривал Сау, и 20 секунд неуместного мажора портят 14-минутную And Then There Was Silence...
Control The Divine, на основе "Потерряного Рая" Джона Мильтона. Восстание Люцифера и жажда свободы - темы хорошие, но песня как-то проходит мимо. Для такой темы в ней не хватает эмоционального накала.
War Of The Thrones, вторая баллада. Из названия явно следует, что это "Песнь Льда и Пламени". Классическая баллады в духе баллад группы. Вытаскивает эту песню вокал Ханси, но это характерно для баллад. Можно отметить периодические оркестровые вставки. И средневековый припев.
A Voice In The Dark. Тоже "Песнь Льда и Пламени". Сингл, концертный номер. Вступление к ней в виде жестких гитарных запилов использовалось для роликов из студии, так что к релизу оно (и без того несколько навязчивое) окончательно приелось. Боевик, быстрый и агрессивный. Как и Танелорн, обладает сложной композицией, но почти не демонстрирует смены темпа. Основным плюсом для меня является сильный эмоциональный накал - несмотря на полное незнание фэндома, чувствуешь, что "Black shadows they hide and they wait/But they soon will return".
Wheel Of Time. Капитан Очевидность подсказывает, что фэндом - "Колесо Времени". Еще одна песня, в которой деньги звучат - это чистая симфа, оркестр идеально спаян с гитарами. И в этом - главное достоинство песни. Эпик, 9 минут наслаждение оркестром, хорами, традиционно идеальной гитарной работой и традиционно восхитительным вокалом Кюрша. Композиция стандартная для эпика, то есть сложная. Темп переменный.
Альбом, до которого я добрался только сейчас, вызвал самые положительные впечатления. Кто знает, делает ли это его хорошим, ведь я обычно не люблю такую музыку. =) По сравнению с "A twist in the myth" - шаг вперед, по сравнению с "A Night In The Opera" - шаг в сторону. Музыка старомодна до той степени, чтобы вызывать легкую ностальгию по старому металлу, сложна до той степени, чтобы не дать заскучать, агрессивна до той степени, чтобы подарить эмоциональный заряд, но не вспугнуть. Плюс - в моем списке будущего чтения добавился цикл "Колесо Времени".
З.Ы.: Тем временем поставил на комп Windows 7 x64, чтобы поиграть нормально в Mass Effect 2. Уточняю ироничность ситуации - Mass Effect 2 - 32-битное приложение, рассчитанное на использование DirectX 9.0c. То есть технически семерка этой игре нафиг не нужна. Тем не менее, рожает графические артефакты и вылетает на 32-битных системах под новыми видеокартами с новыми драйверами. Обладатели старых видеокарт утверждают, что у них все в ажуре. И под семеркой тоже все в ажуре. Вот такой непонятный программистский момент... но руки у разрабов ME всегда были кривыми, еще с первого ME, который вылетал с периодичностью от 30 минут до 2 часов в зависимости от количества оперативной памяти на борту. Ну и руки у авторов видеодрайверов NVidia тоже растут из интересного места. И тут минус на минус плюс не дал.
Немного побаловался с разгоном, увеличил тактовую частоту проца до 3.0 ГГц вместо 2.67 ГГц заводских, частота оперативки 1500 на 1333 заводских, вроде все стабильно, проц почти не греется. Видеокарту поднял до 800 МГц вместо 715 МГц заводских, память до 2000 от 1800, дальше что-то делать боязно, она у меня горячая штучка, FurMark даже с подрихтованной скоростью кулера выдает около 80 градусов без всякого разгона (в обзорах в инете та же температура, так что дело не в корпусном охлаждении).