В воскресенье были на концерте шведского тромбониста Кристиана Линдберга. Это музыкант мирового масштаба, виртуоз, которого, по результатам опросов, признают одним из трех величайших исполнителей на медных духовых, вместе с Луи Армстронгом и Майлзом Дэвисом. Единственный тромбонист, выступающий сольно, Линдберг к пятидесяти годам переиграл практически со всеми крупными оркестрами мира, параллельно успешно работая как композитор и дирижер, и уже считается живой легендой. Этот музыкант сделал для тромбона то же, что Паганини для скрипки, невероятно расширив его возможности. Из-за особенностей своей конструкции тромбон - относительно малоподвижный инструмент: ведь на движения кулисы (изогнутой трубки, меняющей высоту звуков) уходит больше времени, чем на нажатие клапана или вентиля у трубы или валторны, а «пробег» кулисы от одного крайнего положения до другого весьма значителен. А Линдберг может сыграть на тромбоне «Полет шмеля»!
Билеты мы брали за два месяца до концерта и успели отхватить первый ряд (правда, сбоку). Так что удалось немного пофотографировать без вспышки.
Программа была разнообразной и включала как современную музыку, так и старинную. Вначале Линдберг вместе с Австралийским камерным оркестром сыграл сонату Генриха фон Бибера (1644 - 1704) на
сакбате - тромбоне эпохи Возрождения.
Мне очень понравилась и музыка, и сочетание инструментов: струнных, клавесина и тромбона. Вообще, это как раз тот стиль, который я бы с радостью слушала в концертных залах, но, к сожалению, барочную музыку здесь дают нечасто.
Для каждого произведения Линдберг надевал новую рубашку - не знаю, фирменная ли это фишка или только для Австралии :)
Следующим, видимо, было произведение эстонского композитора Арво Пярта, но наверняка не скажу: в программках было напечатано больше произведений, чем игралось, - видимо, для всего турне. А я не бог весть какой специалист.
Затем музыканты сыграли композицию самого Линдберга - “ASA”. Это была премьера: он написал ее специально для исполнения с Австралийским камерным оркестром, поэтому во время концерта велась запись. Музыка современная, довольно «закрученная», на мой слух, но местами очень интересная.
Руководитель оркестра, Ричард Тоньетти, играет, помимо обычной, на электронной скрипке. Когда Линдберг узнал об этом, он тут же загорелся идеей ввести этот инструмент в свое новое произведение. Вместе они обсуждали возможности электронной скрипки и влияние ее звука на характер «Асы». В итоге музыка получилась очень любопытной: сочетание традиционных струнных, клавесина и тромбона с электронной скрипкой было непривычным и привлекательным.
Старое и новое: слева - Ричард Тоньетти со своим электронным дивайсом, справа - Хелена Ратбоун со скрипкой 1759 года.
Во втором отделении Линдберг не участвовал. Меня это огорчило - я не ожидала, что его выступление окажется таким коротким. Оркестр сыграл Струнный концерт соль-минор Дебюсси. Мне в целом понравилось, особенно вторая часть - я люблю живенькую классику вроде Гайдна :) А вообще концерт был чудесным - в кои-то веки музыкант с мировым именем приезжает в нашу глухомань. Уже сегодня Линдберг выступает в Перте, а в середине месяца будет в Сиднее (там он играет несколько концертов) и Брисбене. И я бы, признаться, поехала туда, чтобы послушать его еще раз.
UPD А
вот тут можно послушать «Полет шмеля» (файл всего на 1,17МБ).