Если спросить первого встречного, какая страна больше ассоциируется с живописью - Голландия или Бельгия - ответ будет очевиден. Однако во время путешествия по Нидерландам мы не зашли ни к Ван Гогу, ни к Рембрандту: хотелось просто гулять, любоваться каналами и мельницами и катить дальше и дальше по этой удивительно плоской земле. Зато Бельгия принесла мне немало ярких впечатлений, связанных с картинами и художниками. Отчасти дело тут в том, что нам не нужно было больше никуда спешить: Брюссель был нашей финальной остановкой. А Музей Магритта стоял в моем списке достопримечательностей на первом месте.
Рене Магритт для меня - это очень личное. Не в смысле, что с ним у меня связаны воспоминания, о которых обычно не говорят (хотя и такие можно отыскать); просто Магритт - это очень моё. Человек, для которого слово значит больше картинки, едва ли сумел бы найти себе художника ближе. Магритт очень литературоцентричен, и его парадоксы восхищают меня так же, как удачный книжный сюжет или яркая метафора. Одним словом, у меня были большие надежды на этот музей. Собственно, в Брюсселе их целых два: маленький дом-музей Магритта в пригороде и этот центральный, коллекция которого считается самой большой в мире. Адрес - самый что ни на есть престижный: Королевская площадь, дом 1.
В этом же здании находится также Музей старых мастеров и Музей Fin de siècle - искусства рубежа XIX и XX веков. Но у меня уже и так была обширная программа, и мы сразу пошли к Магритту. Фотографий оттуда у меня нет, т.к. там довольно темно, да и глупо фотографировать картины, чьи репродукции и так есть в отличном качестве. Экспозиция занимает три этажа, и бродить было интересно, но потом всё внезапно закончилось, и я поняла, что не увидела ни одной из своих любимых работ! Ни «Проницательности»:
Ни «Карт-бланш», вдохновившей меня когда-то на рассказ о природе творчества:
Ни «Ностальгии», с которой всё и началось на первом курсе универа:
К сожалению, очень много работ находятся в частных коллекциях или просто в других странах. Пришлось утешаться магазинчиком сувениров с магриттовской символикой, а также просмотром фильма о художнике - к слову, очень интересного. А еще на память остался вот этот вид на город, сделанный с одной из лестничных площадок музея. Когда я потом пересматривала фотографии, то заметила тот же эффект, что и с
этим снимком из Антверпена. Вам не кажутся нарисованными колонны на переднем плане?
Еще один художественный музей я включила в программу главным образом потому, что он был бесплатным и находился в той части Брюсселя, где мы гуляли на второй день. О самом художнике, которого зовут
Антуан Вирц, я не знала ровным счетом ничего.
Не буду дублировать тут информацию из Вики, ссылку на которую дала выше. Скажу лишь, что Вирц был бельгийцем и писал в стиле романтизма, господствовавшего в Европе на протяжение девятнадцатого века. Страх и страсть, игра воображения, темные тайники человеческой души - все любимые темы романтиков в полной мере воплотились в полотнах Вирца.
Скульптуры у него не менее выразительны.
Вирц был также искусным портретистом. Слева он сам; справа, кажется, его жена.
Неожиданные иллюстрации к «Собору Парижской богоматери».
Практически «Маха одетая и Маха нагая» (это у нас в семье почему-то было мемом).
Темные тайники человеческой натуры, куда же без них.
Вирц обладал большими амбициями и музей имени себя создал еще при жизни, получив от правительства грант. Сам он похоронился в забальзамированном виде на одном из кладбищ Брюсселя, но умер именно тут, в своем музее - эффектно и очень романтично.
А я покажу, от чего меня реально торкнуло в этом музее. Точнее, придется частично рассказать на словах, потому что фотографии мы почему-то не сделали. В главном зале музея было две обманки - trompe l'oeil. На одной стене изображалась собачья дверка с лежащей в ней собакой, а на другой - дверь побольше:
Так вот рядом с этой дверью на стене висела маленькая картина в раме, изображавшая ключ к этой двери. Это было написано за сто лет до Магритта.
Как же меня торкнуло, ребята. После этого я уже не удивлялась, что сам Магритт мог появиться только в Бельгии - единственной стране, где я смогла ощутить перетекание живописи в нашу привычную повседневность.