Yarra

Oct 26, 2010 11:40

Неказистая мельбурнская река - Ярра - похожа, наверное, на Золушку. Для жителей города она с самого начала была жизненно важна: во все времена человек основывал поселения там, где есть надежные источники пресной воды, и Джон Бэтмен не был исключением. Однако на протяжении ста с лишним лет никто и не думал любоваться замарашкой. Из нее пили, в ней купались и рыбачили, в нее же щедро сливали нечистоты, но, по большому счету, она так и оставалась недооцененной. Что за речка такая, которая течет кверху дном? Никакой эстетики. Вот сиднейская бухта - это да.

Сама же я в последнее время испытываю странную тягу к нашей реке: мне хочется вдоль нее гулять, видеть ее из окна, пикниковать на ее берегах. Даже море не привлекает меня так сильно. Недавно впервые выбралась покататься на туристическом кораблике и получила массу удовольствия. Приглашаю всех желающих присоединиться к прогулке :)



Происхождение названия «Ярра», как и «кенгуру», связано с недопониманием между белыми колонистами и местным населением. Аборигены, жившие здесь, называли реку «Биррарунг», а словами «ярра-ярра» обозначали стремнину или водопад. Сейчас справедливость отчасти восстановлена, и небольшой парк на северном берегу реки называется Birrarung Marr.



Вид с Биррарунг-Марр на реку в сентябре этого года (фото мое).



«Ангел» работы Деборы Хэлперн. На заднем плане - удивительный «колокольный мост» (Federation Bells). Я рассказывала о нем еще в 2006 году.

Грузимся на борт прогулочного кораблика у моста Принца. Кораблик называется Melba Star (хочется добавить: кто бы сомневался :). Пристань у моста существует с 19 века. Когда в моду вошли речные прогулки вверх по течению, в живописные полусельские районы, именно отсюда отправлялись пароходы и моторные лодки. А вот вид на город с тех пор сильно изменился - в основном, конечно, в лучшую сторону.



С судоходством на Ярре всегда были проблемы: выше по течению ее приходилось очищать от веток и коряг, чтобы могла пройти обычная лодка; внизу же, на месте нынешнего моста Квин-стрит в Сити, был водопад, препятствующий движению судов со стороны устья. Водопад этот печально знаменит тем, что там погиб сын Бэтмена, решивший порыбачить. В 1890-х неровность срыли, а реку расширили, создав так называемый swinging basin - портовую бухту. Отсюда уходили в плавание суда местного назначения, пока порт не закрыли. Сегодня большие торговые корабли бросают якорь гораздо ближе к устью.



«Слишком густая, чтобы пить, слишком жидкая, чтобы пахать», Ярра не может похвастаться синевой и просторами пертской Лебяжьей реки, да и брисбенской тоже проигрывает в масштабности. Здесь не увидишь элегантных судов вроде колесного парохода «Кукабарра», который катает туристов в квинслендской столице. Мельбурнские речные суденышки все, как на подбор, низкорослы. А знаете, почему?



Действительно, мосты в центре города очень низкие: тем, кто сидит на открытой палубе, приходится пригнуть головы, чтобы не въехать лбом. Прежде я никогда не обращала на это внимания - наверное, потому, что сверху все выглядит иначе :) При этом, в отличие от того же Брисбена, мостов здесь много. В этом году открыли еще один, пешеходный - Seafarers Bridge.





Другой пешеходный мостик - Webb Bridge

К концу прошлого века город наконец начал поворачиваться к Ярре лицом. Вместо вредных предприятий на южном берегу выросли небоскребы, а бывшие доки стали превращаться в суперсовременный жилой район. Там, где прежде ездили автомобили, появился элегантный променад с ресторанами и парк. Жить с видом на бурую речку вдруг стало престижно и модно - не в последнюю очередь потому, что это дает возможность прихвастнуть личной яхтой, припаркованной под окнами.



Достигнув порта, Melba Star поворачивает обратно: первая половина двухчасовой экскурсии подходит к концу. Далее нас ждет прогулка вверх по течению. Пейзаж здесь совсем другой: вместо спешащего Сити - зеленые лужайки парков. По левому борту проплывает обширный комплекс спортивных построек, включая совсем новый стадион.



А прямо по курсу - один из самых изящных мостов Мельбурна и один из старейших бетонных мостов Австралии: Morell Bridge. Построенный в 1899, сейчас он целиком отдан пешеходам и велосипедистам. Пасторальность картинки портит серая глыба силосной башни со знаменитыми электронными часами над логотипом пластиковой компании. Недавно компания обанкротилась, а часы погасли.





Река в этих местах претерпела сильное вмешательство человека: берега были выровнены и осушены болота, чтобы предотвратить наводнения. Да, время от времени наша Золушка показывала характер, чего не скажешь о ее книжной тезке. Одно из самых сильных наводнений произошло в 1891 году, после двух суток нескончаемого дождя. Три тысячи жителей - главным образом в районах Ричмонд, Коллингвуд и Праран - остались без крова. Вода прибывала так быстро, что один из пострадавших чуть не утонул в собственной постели: он проснулся оттого, что рука его окунулась в воду.

Теперь река укрощена, и велосипедисты мчатся почти по ее поверхности, не боясь замочить ног. Я по этой велодорожке с удовольствием рассекала в первую свою осень в Мельбурне.



А еще выше по течению - там, где река, петляя, пробирается через эвкалиптовые заросли Фейрфилда - шумит водопад Dights Falls и люди пьют девонширский чай на веранде лодочной станции... Да, я все время возвращаюсь к чему-то личному, но в этом, пожалуй, нет ничего плохого. Как бы то ни было, эту неприглядную речку, давшую городу рождение, я приглядела задолго до того, как впервые оказалась на ее берегах. Я помню, как водила пальцем по карте, пытаясь найти хороший район с видом на Ярру. Как показала практика, в Мельбурне найти такое место нелегко. Но надо ведь оставить что-то нереализованным, чтобы было о чем мечтать :)

Мельбурн, австралийское

Previous post Next post
Up