Очередной культпоход в прошедшую субботу сподвиг меня чуть-чуть рассказать об одном из периодов в мельбурнской архитектуре, а заодно поделиться своими соображениями.
Стиль ар-деко возник в Америке в 20-е годы прошлого века. Как общее направление в искусстве он является соединением самых разных движений того времени - конструктивизма, кубизма, футуризма и даже ар-нуво, на смену которому и пришел этот стиль. В архитектуре он выражается, прежде всего, в строгих, лаконичных формах и отказе от витиеватых украшений, характерных для начала 20 века. Очень подробную, познавательную и богато иллюстрированную статью о стиле в целом, его развитии и отношениях с другими направлениями можно почитать у
renatar вот здесь. Один из шедевров ар-деко наверняка знаком многим: это здание
Крайслер-билдинг в Нью-Йорке.
В Австралии стилю ар-деко повезло не в пример больше, чем ар-нуво, которого тут просто не было. В период между войнами в Мельбурне было построено немало коммерческих зданий в духе новых веяний. Самым замечательным из них является Manchester Unity Building (угол Свонстон и Коллинз в Сити).
Manchester Unity в выразительном контрасте с башней мельбурнской мэрии
Здание было спланировано по образу и подобию башни Чикаго Трибьюн и закончено к 1932 году. В нем находился, между прочим, первый в Мельбурне эскалатор.
Это фото было сделано вскоре после завершения работ.
Деталь. Красиво, правда? Это один из немногих образчиков ар-деко, которые мне искренне нравятся.
За фотографии спасибо большому любителю и знатоку местной архитектуры - Peter the Collector.
Но это все присказка, а веду я, собственно, к еще одному яркому примеру этого стиля - театру «Палас» (Palais Theatre) в приморском районе Сент-Килда. В нем я и побывала позавчера.
Театр был построен в 1927 году на месте предыдущих зданий с таким же названием. Две его башни, в которых заметно влияние исламской архитектуры, перекликаются с оформлением входа в
Луна-парк, расположенный рядом. Поначалу это был кинотеатр, самый шикарный в Австралии, а после появления телевидения здесь стали давать представления самого разного характера - классические балеты, оперу, народную музыку, позже рок-оперы и рок-концерты. Один из нас ходил в «Палас» на «Джетро Талл» :)
Позже, когда был построен Арт-центр, роль здания в культурной жизни города сильно уменьшилась. Хочется добавить - и слава богу. Мне зал театра показался неуютным и холодным, хотя, надо признать, места там расположены довольно удобно (кроме партера). Оркестровая яма маленькая и находится на одном уровне с первыми рядами. Акустика сильная, но довольно странная, отчего оркестр звучит несбалансированно.
Время не пощадило здание, и сейчас интерьеры находятся в довольно обшарпанном состоянии. В туалете висят объявления о скором улучшении театра («А еще будут установлены 23 новых женских туалета, хотя мы знаем, что сейчас это вам мало поможет»). Зал и фойе хранят следы былой красоты - круглый купол с отделкой, решетчатые фонари на стенах - но красота эта уже не викторианско-эдвардианская, с ее пышностью и изяществом, и еще не современная, с ее функциональностью и комфортом. Мне подумалось, что стиль ар-деко так и застрял между элегантным прошлым и удобным настоящим: он лишен привлекательности и обаяния старины, а его новизна и футуристичность, которая была явной для своего времени, кажется сейчас наивным и неуклюжим анахронизмом.
Да, а смотрели мы очередное «Лебединое озеро», на этот раз в исполнении украинских гастролеров, но из-за качества игры оркестра впечатления настолько негативные, что я ими тут даже делиться не буду, ладно?