Жили-были три друга. Все трое учились на юрфаке МГУ на одном курсе, а потом работали в одной и той же конторе под названием «АЛМ» (Александр Леонидович Мамут), знаменитой в середине 90-х близостью своего владельца к Семье.
Одного звали Василий Алексанян, и он умер в октябре 2011г. Другого звали Павел Ивлев, он тоже был юристом ЮКОСа, но успел уехать. А третьего звали Игорь Шувалов, и он стал вице-премьером РФ.
В декабре прошлого года вице-премьер Игорь Шувалов поехал на Российско-американский бизнес-форум в Чикаго. Туда же специально приехал Павел Ивлев. Павел Ивлев спросил Игоря Шувалова о компании ЮКОС и о смерти их друга - Василия Алексаняна.
Шувалов в ответ заявил, что «юкосовцы» были очень коррумпированные люди». «Они были очень, очень агрессивны». «Они контролировали парламент... Путин выгнал олигархов и бизнесменов из Администрации. Если у тебя есть капитал, ты должен был решать сам, что с ним делал: продолжать заниматься бизнесом или работать в правительстве».
Видимо, после этого разговора Павел Ивлев, долгое время занимавшийся юридическими делами Шувалова, и рассказал некоторые подробности того, как именно Шувалов работал честным чиновником в очищенной от влияния олигархов Администрации.
На сегодняшний день Ивлев слил две истории: думаю, что у него есть в запасе еще.
История первая касается Швидлера и Усманова.
Согласно документам, в 2004-м компания Sevenkey, принадлежащая супруге Шувалова, получила 50 млн дол. от Швидлера и одолжила их Алишеру Усманову для крайне рискованной инвестиции - на покупку акций предбанкротной Corus Group. К июлю 2007-го Усманов заработал в т.ч. на этой инвестиции около миллиарда и выплатил Sevenkey 118 млн долларов.
100% для венчурной инвестиции за три с лишним года - это нормально. Насколько я понимаю, Усманов действительно нуждался в деньгах под Corus и занимал другие средства на более тяжелых условиях. Вопрос в другом - была ли сделка венчурной? Можно ли себе представить ситуацию, при которой Алишер Усманов сообщил бы чиновнику, что, извините, вы вложились, но все накрылось и деньги пропали? 100% доход за три года - премия за риск. Но был ли риск?
Еще интересней вопрос о происхождении денег. Источники, близкие к Шувалову, утверждают, что у Шувалова был опцион на акции «Сибнефти». Правда, у «Сибнефти» было IPO, и на этом IPO надо было объявлять и акционеров, и опционы, и никакого Шувалова тогда Абрамович не объявил, что, в общем-то, чревато. Но дело в другом: как известно, есть еще один человек, который утверждает, что является акционером «Сибнефти». Этого человека зовут Борис Березовский. Вопрос: признал бы Абрамович Шувалова акционером и выплатил бы он ему в 2004-м 50 млн дол, если бы тот не был крупным чиновником?
Та же проблема и у следующей сделки: в 2004-м компания Sevenkey заняла около 20 млн дол. у дочки Amsterdam Trade Bank, принадлежащему Alfa Group, вложила их через Сулеймана Керимова в акции Газпрома накануне либерализации рынка акций и получила через четыре года четырехкратную прибыль. Cогласно FT, еще 10 млн дол. опять же для вложений в Газпром Sevenkey заняла у имеющей отношение уже к самому Керимову Whittingham Worldwide Ltd.
Опять же, нормальный доход для высокорискованной инвестиции. Вопрос, однако: был ли риск? Можно ли представить себе Сулеймана Керимова, который сообщает супруге Шувалова: извини, акции Газпрома упали, вы все потеряли. И одолжил бы Amsterdam Trade Bank деньги оффшорке, если бы владелицей этой оффшорки была не супруга г-на Шувалова?
Защитники Шувалова не оспаривают деталей. Вместо этого они переходят на личности и начинают рассказывать, что это - часть кампании по дискредитации Игоря Ивановича в разгар драки за места в будущем правительстве. Не думаю, что Игорь Иванович Сечин договорился с Ивлевым, Barron's и Wall Street Journal.
Думаю, что тут сыграл роль другой эффект - «лес рубят, щепки летят». А если «щепки» успевают долететь до США, то они там еще и разговаривать начинают. И так как мозги у «щепок» есть, то они выбрали, действительно, тот момент, когда Шувалов наиболее уязвим. Не надо было рассказывать в глаза Ивлеву после смерти Алексаняна о том, какой страшный был ЮКОС и какие честные чиновники у Путина.