Основной темой обсуждения на минувшей неделе стала роль церкви в нашей жизни. Многие блогеры находят, что в последние годы она, эта роль, стала чересчур гипертрофированной для светского государства. Причем усиление позиции церкви происходит отнюдь не естественным путем, а насаждается властью искусственно, в дополнительный институт которой и превращается пресловутая "духовность". Поводом к обсуждению в "постные" дни стало, с одной стороны, продолжающееся преследование феминистской панк-группы Pussy Riot, с другой - скандал вокруг квартиры патриарха Кирилла в роскошном Доме на набережной.
"Не знаю, что подсказало участницам группы Рussy Riot идею акции в храме Христа Спасителя (ХСС), - пишет один из лидеров национал-демократов Алексей Широпаев. - Скорее всего, безошибочная артистическая интуиция.
Антипутинский панк-молебен в ХХС - это вызов не только Путину и системе его власти, но и официозной церковности, сросшейся с этой властью, с этим государством.
ХХС - зримое воплощение торжествующей государственной церкви, стремительно и органично заполнившей идеологический вакуум, возникший после ухода КПСС. Именно РПЦ помогла значительной части постсоветского населения преодолеть кризис идентичности: советские стали "православными". Главное, что при этом они сохранили возможность получать простые ответы на сложные вопросы, поскольку смысловая матрица их сознания не изменилась: Запад остался врагом, Россия, как и раньше, идет своим особым путем. "Православность" для многих стала легитимацией инаковости - разумеется, в отношении Запада, его ценностей и всего строя его жизни. При помощи РПЦ советское как бы вернулось в российское…
Реакция на Рussy Riot - и государства, и значительной части общества - показывает, насколько Россия далека от перечисленных факторов цивилизованной жизни. Девчонки брошены в тюрьму всего лишь за неканоническую молитву об избавлении от власти Путина и гэбэшных попов. Отстаивая свободу девушек, мы отстаиваем свой разум (и разум в принципе) перед лицом дремучего клерикально-полицейского мракобесия. Свое право жить в современном мире, а не в перманентных средних веках, где властвуют монарх, феодалы и попы".
"На мой взгляд, оправдание действий власти, солидаризация с ней в данной истории - одна из крупнейших пиар-ошибок за весь постсоветский период истории церкви,
сопоставимых разве что с получением льгот на ввоз алкоголя и табака в начале 90-х годов, - оценивает масштаб случившегося главный редактор журнала "Босс" Александр Полянский. - "Табачную" историю до сих пор припоминают как Русской церкви в целом, так и конкретно нынешнему патриарху, который, кстати, не был автором идеи. Так же будут помнить и "ловушку Pussy Riot".
Ведь СИЗО для девушек из панк-группы - это был сигнал церкви со стороны власти: "За то, что вы нас поддерживаете, мы за вас всякого порвем!" И церковь этот "дар Кремля", к сожалению, приняла".
"Позиция отца Чаплина по поводу наказания для участниц Pussy Riot отчетливо позволяет увидеть, к какой вере на самом деле принадлежат наши эксклюзивные торговцы безакцизным табаком и спиртным, рейдеры в рясах с улицы Серафимовича, - считает Антон Носик. - К учению Христа их требование жестокой светской расправы над богохульниками и святотатцами имеет не больше отношения, чем их стяжательство, сребролюбие, мерины класса Pullman, часы за миллион и отъем соседских квартир. Христос, как мы помним, за распятых разбойников молился, и просил Отца Своего небесного облегчить их страдания.
А привлечение светских властей к наказанию святотатства и богохульства - отличительная особенность иранских шиитов и саудовских ваххабитов. Именно они казнят за непочтительное отношение к Аллаху и его культу. И именно с них берут пример наши сребролюбивые клерикалы, призывая казни земные на головы отступников".
"Дорого бы дал, чтобы посмотреть, как извивались "православные государственники" на предмет "кощунства" и "святотатства" в том случае, если бы Pussy Riot в то же время, в том же месте и в той же форме пропели бы В.В. Путину не хулу, а аллилуйю. Но, наверное, промолчали бы. Тут, понимаешь, Христос Спаситель, а тут - Владимир Владимирович. Понимать ведь надо, кто важнее на данном историческом этапе. Они понимают", - иронизирует Дмитрий Бавырин.
"Почему никто до сих пор так и не перевел название группы? - задается вопросом Дмитрий Шушарин. - А ведь это точнее всего - "Бабий бунт". Как и то, что "кощунство и святотатство" никакого отношения к христианским святыням не имеют. И по месту, и по тексту это оскорбление величества, отрицание божественной сущности императора, отрицание сакральности светской власти, ее профанация в прямом смысле этого слова.
Акция Pussy Riot имеет глубокий христианский смысл. Она церковна.
А реакция на нее отчасти объясняется желанием выслужиться перед Путиным, но у очень многих вызвана оскорбленным чувством приверженцев культа императора, но не как отца нации, а как альфа-самца. Особый цинизм этого кощунства в том, что это протест женщин против того, кто претендует быть не всеобщим папиком, а общим сексуальным партнером. Недаром по сети разошелся ролик, в котором рогозинский штурмовик бьет женщину по лицу. Люди интуитивно ощутили, что вот оно - главное во всей этой истории. Комплекс насильника-импотента, недомужчины, который не в состоянии вступать в партнерские отношения с женщинами.
Ситуация усугубляется тем, что имидж альфа-самца был выбран Путиным двенадцать лет назад, в противовес образу Ельцина. Но "смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный". Пора становиться pater familias, недаром путинское окружение заговорило о славных брежневских временах. Но этого не позволяет сама природа путинской власти, неустойчивость его вертикали, его неспособность к цивилизованным методам управления, постоянно находящегося в ручном режиме.
Молодящийся вождь вынужден носиться по стране, носить куртки вместо пальто, ходить по морозу с непокрытой головой, изображать первого парня на деревне. И тут такой удар со стороны девок… Подлый бабий бунт".
"Вначале я отнесся к акции в храме с нешуточным раздражением. Но сейчас бранить скандалисток уже не хочется. Если они и виноваты, то получили за это с лихвой, - уверен писатель Борис Акунин. - С омерзением отношусь к сервильности нашей правоохранительной и судебной системы, которая в очередной раз продемонстрировала рабскую готовность исполнять волю начальства вопреки закону и здравому смыслу. С какой, спрашивается, стати девушек держат в тюрьме и даже под залог не выпускают? Интересно также, была ли бы реакция властей столь же жесткой, если б хулиганки пели свои частушки за Путина?
А недоумение у меня вызывает иррациональное поведение РПЦ. Про смирение и прощение, про правую и левую щеку я промолчу, не буду соваться в религиозные дела. Я про другое. Церковь, кажется, очень хочет быть грозной и державной, хочет, чтоб ее не любили, а страшились. Это, несомненно, вызовет (уже вызвало) неприятие у многих верующих людей и, безусловно, подорвет уважение к патриархии. Кажется, патриарх вслед за Путиным принял решение отказаться от всякой борьбы за моральное влияние на так называемую продвинутую часть общества. И это еще полпроблемы. Возник не только конфликт между патриархией и светским обществом, но и наметился раскол внутри самой паствы. Если РПЦ и дальше собирается действовать столь же агрессивно, вполне возможно возникновение антиклерикального движения под лозунгом "Попы уже достали!" или даже какой-нибудь атеистической партии".
Обсуждалось в блогосфере и скандальное переиздание сказки Александра Пушкина "О попе и о работнике его Балде" в редакции Василия Жуковского, где с одобрения церкви поп заменен купцом. Писатель Леонид Каганов отреагировал в стихотворной форме:
…Можно получить на всю катушку, если кто об этом сообщит.
От таких, как ты, товарищ Пушкин, изолятор следственный трещит.
Вреден, некрасив и непотребен, и реально кончится бедой
Этот твой, простите, панк-молебен - о попе с работником Балдой.
Просто надо думать головою. Чтоб не оказаться вдруг, шутя,
Там, где буря мглою небо кроет, вечно вихри снежные крутя.
Потому что церковь - не игрушка. Сам потом завоешь от тоски:
Няня, скажешь, няня, где же кружка, миска, ложка, паспорт и носки?
Ну и венчает все это обсуждение история с квартирой в Доме на набережной:
"Энтузиазм, с которым московские суды принимают решения в пользу патриарха и его элитной квартиры, объясняется, наверное, только тем, что на них снизошел дух святой, открыв им сокрытую от прочих истину, - пишет радиожурналист Владимир Варфоломеев. - "Патриарх Кирилл уже в ближайшее время может значительно улучшить свои жилищные условия. Его представители сумели добиться наложения ареста на квартиру в престижном "Доме на набережной", которая принадлежит врачу-кардиохирургу, бывшему министру здравоохранения Юрию Шевченко, и располагается по соседству с жилищем патриарха Кирилла (Владимира Гундяева).
Суд решил, что именно ценой собственных апартаментов Шевченко может возместить непоправимый урон, нанесенный имуществу Гундяева. Мебель и книги патриарха оказались покрыты слоем пыли, которая, как посчитали служители Фемиды, прилетела из ремонтируемой квартиры экс-министра. Строительная пыль оказалась буквально на всех предметах в квартире патриарха, в результате мебель, ковры и шторы пришли в полную негодность. Вскоре в Замоскворецкий суд бы подан иск к Шевченко на сумму в 26 млн рублей. Столь внушительная сумма включала в себя следующие пункты: перевозка предметов из квартиры Гундяева и обратно - 376 тыс. рублей, ремонт квартиры - 7,3 млн рублей, аренда аналогичной жилплощади на время ремонта - 2,1 млн рублей, испорченная мебель и предметы интерьера - 2,6 млн рублей, спецочистка 970 книг - 6,3 млн рублей, уборка имущества - 151 тыс. рублей".
Не иначе, в квартире патриарха хранятся оригинальные списки Евангелия, очистка которых от строительной пыли стоит по 220 долларов за каждую".
"История с судом, выигранным патриархом Кириллом у экс-министра здравоохранения Шевченко, имеет еще один важный и, на мой взгляд, недооцененный аспект, - резюмирует главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов. - Юрий Шевченко тяжело болен, он завещал свою квартиру дочери. Арест квартиры по решению суда должен воспрепятствовать передачи ее по наследству. Остается дождаться, и тогда квартира в кармане.
Как-то не очень, Ваше Святейшество…"