Мария Волкова писала подруге Варваре Ивановне Ланской, урождённой Одоевской, в течении нескольких лет, но в сборник вошли только письма 1812-1813 года. Но добавлена переписка её матери с родственниками и знакомыми тоже за 1812-13 года.
Волкова - москвичка, даже московская патриотка, (и русская тоже), знаток высшего общества первопрестольной. Она довольно эмоционально описывает события войны с Наполеоном, бегство из Москвы в провинцию, возвращение в разрушенный город и покой в имении. Она то восхищается Ростопчиным, то ненавидит московского градоначальника. В провинции Волкова то возмущена поведением пленных французов, то шутит о возможности брака с пленным итальянцем; то ругает Тамбов и его общество, то восторгается Саратовым. Эмоциональные письма Волковой подруге создают контраст с деловыми заметками её матери Маргариты Волковой, урождённой Кошелевой, и её корреспондентов. Всё вместе создаёт яркую картину бедствий московских обывателей во время войны и последствия пожара 1812 года.
Письма Волковой читал Лев Толстой при подготовке романа «Война и мир», и что-то в этих письмах проскальзывает знакомое, что потом встречается нам в литературной эпопее. Потому что в письмах Волковой не только известия о войне, но и всякие рассказы о приятельницах, кто выходит замуж, кто рожает, кто умирает, и т.д.
Сама Мария Аполлоновна не вышла замуж. В письмах упоминается французский эмигрант Ираклий Полиньяк, который сделал Волковой предложение накануне войны, но её мать посчитала, что время для брака не подходящее. Мария Аполлоновна пишет, что Полиньяк мог обидеться на недостаток внимания, поскольку письма во время войны могли затеряться. Но сама она не очень переживает по этому поводу. А Полиньяк через некоторое время женился на своей соотечественнице француженке. Елизавета Янькова в воспоминаниях, записанных внуком Д. Благого, характеризует Марию Волкову как особу гордую, которую вместе с Елизаветой Нарышкиной и Александрой Пашковой называли «три парки», с намёком на сложный характер. По воспоминаниям Вяземского, с которым Волкова была хорошо знакома, Мария Аполлоновна была решительная, практичная, бойкая, но уступала в красоте. Свою жизнь Мария Аполлоновна посвятила племянникам, но особенно она любила дочь своей подруги Ланской Анастасию, о рождении которой упоминается в знаменитых письмах. Именно в семье Анастасии, в замужестве Перфильевой, и хранились письма, а Перфильева была знакома с семьёй Берс и через них с Львом Толстым.
1. Портрет В.И. Ланской с ребёнком. 2. Мы не знаем, как выглядела Волкова, её портретов не осталось, может быть - как эта молодая девушка на картине московского художника Тропинина, написанной в 1810 году.
После скитания по провинции и возвращения в сгоревшую Москву семья Волковой находит убежище в имении Высоком. Оно чудом оказалось не разорённым, хотя расположено к западу от Москвы, но французы его не нашли. Сейчас имение в руинах, весной
ros360 сделал это фото