Королева Англии, жена Генриха IV. Французское происхождение обязывает назвать её Жанной, но в книге Лизы Хилтон она именно Джоанна по-английски. Что про неё пишет Хилтон.
С началом XV века новая династия Ланкастеров больше всего нуждалась в деньгах. Потеряв жену Мэри де Бохан за пять лет до восхождения на престол, Генрих IV нуждался в королеве. Сыновья у него были. И ему нужна была женщина, чьё происхождение и связи упрочили бы династию, и желательно богатая. Вдовствующая герцогиня Бретани была лучшим выбором. Джоанна Наваррская родилась в Эврё в Нормандии в 1368 году. Она была родственницей королевы Изабеллы, жены Эдварда II. Отец Джоанны Шарль «Злой», король Наварры по материнской линии был старшим потомком Филиппа Красивого, но его мать была исключена из наследования престола во Франции, который стал передаваться только по мужской линии. Мать Джоанны Жанна Валуа, дочь короля Франции и богемской принцессы Боны, была родственницей императоров. Итак, происхождение Джоанны было превосходным, и ещё лучше - у ней были деньги. У неё было большое приданное, которое её первый муж не успел получить полностью. После смерти мужа в 1399 году Джоанна управляла Бретанью до условного совершеннолетия сына в 1401.
Когда в 1402 году к ней посватался король Генрих IV, возникли некоторые трудности. Оn первого брака у Джоанны было 9 детей, 7 из которых были в тот момент живы, и 5 были несовершеннолетними. Бретонские магнаты не разрешили Джоанне взять с собой в Англию сыновей, и их пришлось оставить под опекой герцога Бургундии, с матерью остались только младшие дочери - Маргарита и Бланш. Другая проблема - необходимо было получить разрешение на брак от папы, так как король и Джоанна были родственниками. Процесс осложнился из-за схизмы на папском престоле. В апреле 1402 года в Элтаме состоялась церемония венчания по доверенности. Формально Генри и Джоанна были женаты, но она откладывала отъезд из Бретани до декабря. Чем была вызвана задержка? Самое очевидное - Джоанна устраивала судьбу младших сыновей и укрепляла правительство старшего сына, тоже ещё подростка 13 лет. Но может быть она и передумала? Чем она руководствовалась, согласившись стать английской королевой? О прежней жизни Джоанны известно мало, сложно проследить её характер. Известно только, что она обучалась в монастыре Санта-Клара в Наварре. Зачем обеспеченной вдове надо было уезжать из Бретани, оставляя малолетних детей? Возможно, она чувствовала свою уязвимость без мужа (как и Элеонора Аквитанская после развода), а в браке она имела не только надёжного защитника, но и статус соправительницы. Но в Англии с ней случилась неординарная ситуация и заключение в тюрьму.
Henriette Lorimier. Жанна Наваррская с сыном Артуром у могилы его отца, герцога Жана Бретонского.
Джоанна прибыла в Англию в конце декабря 1402 года и встретила мужа в Экзетере. Свадьба состоялась 8 февраля в Вестминстрере, и 26 февраля коронация. Несмотря на то, что Джоанна была вдова, на коронации её волосы были распущенными, что позволяло традиционно для Средневековья идентифицировать королеву с Девой Марией. Королевы воспринимались милосердными, заступницами, как Дева Мария. Джоанне это было известно. Как герцогиня Бретани она вмешалась в арест своим мужем французского посла. Беременная Джоанна, собрав детей, бросилась перед мужем на колени, прося о милости ради детей, которые будут нуждаться в опеке Франции. Этот поступок напоминал английских королев Филиппу и Анну, и как в случае с Филиппой в Кале, помог герцогу обосновать необходимость милосердного решения. На коронации Джоанне также была вручена держава, что отличалось от других королев, получавших лишь скипетр, но держава была на надгробии Анны Богемской. Династия Ланкастеров стремилась укрепить свою легитимность и использовала символизм времён Ричарда II, при котором Англия посвящалась Богородице. Затем, при Генрихе V, Англию стали называть уделом Девы Марии. И держава тоже должна была указывать на Богородицу.
Генрих не только символически оказывал уважение Джоанне. Он выделили ей имения и содержание. Для управления имениями она создала совет королевы, который с 1404 года стал работать в специально отведённом здании. Они управляли также средствами Джоанны в Бретани. Король Генрих не получил от жены ни пенни. Король уважал жену за её происхождение, но анти-бретонские настроения быстро росли. Вскоре управляемая герцогом Бургундским Бретань оказалась в состоянии войны с Англией, Джоанна сочувствовала при этом сыну и отправила ему деньги в поддержку. Тогда Парламент принял петицию об удалении из королевского дворца всех французов, бретонцев и т.д. Джоанне удалось оставить при себе только дочерей и несколько фрейлин. Но королева поддерживала тесные отношения с детьми во Франции. Её сыновья Артур и Жиль навещали её в Англии, она вела переговоры о браках дочерей с французами, и затем дочери с французскими мужьями также навещали её. Она делала пожертвования в кафедральный собор Нанта в Бретани. Когда на берегу Англии были задержаны несколько бретонских моряков, она помогла им уехать без выкупа. В 1407 и 1417 годах она способствовала мирным переговорам между Англией и Бретанью.
Мода времён Генриха IV Английского
Приданное было спорным моментом, но как супружеская пара Генрих и Джоанна были счастливы. Это был не союз страсти, им просто хорошо было проводить время друг с другом. У Джоанны сложились тёплые отношения с пасынками. В том числе и со старшим Генри, но это не помешало ему потом лишить её прав. В бытность принцем Уэльским Генри имел сложные отношения с отцом, хоть различия были более существенные, чем описано в пьесе Шекспира. Принц Генри получил от отца не только титул принца Уэльсского, но и герцогства Корнуолл, Ланкастер, Аквитань, графство Честер, в 1406 году он вошел в королевский совет. Когда в 1410 году король серьёзно заболел, его сын был правителем. В это время во Франции началась гражданская война, вызванная приступами безумия короля Шарля VI. Принц Уэльсский поддерживал Бургундию как регент. А король стремился к союзу с другой партией Арманьяков. Джоанна поддерживала Бургундию и принца-регента против отца.
В марте 1413 года король Генрих IV умер. Он желал быть похороненным в Кентенберри, где Джоанна заказала общее для них надгробие. Бедная первая жена Генриха Мэри де Бохан, мать его девяти детей, была похоронена в скромной церкви в Ньюарке. Генрих не получил никакого приданного от Джоанны, но её престиж напоминал о себе даже на смертном одре.
Король Генрих IV
Вначале Генрих V продолжал оказывать уважение мачехи. Но его амбиции во Франции все изменили. Королева Джоана приняла участие в праздновании возвращения Генриха V после победы при Азинкуре 24 ноября 1415 года, но она не могла радоваться. Её сын Артур был среди пленников, её зять и брат погибли. Националистический подъём в Англии в это время опять привел к недовольству в отношении Джоанны, она была отстранена от политики. Встретиться с пленным сыном она могла лишь тайно, и он был лишен своего графства в Нормандии в пользу брата короля.
Генриху V нужны были средства для продолжения войны, а затем и для помолвки с Катрин Валуа. Несколько лет богатая вдовствующая королева была источником раздражения. В сентябре 1419 года её арестовали по обвинению в колдовстве. В это время архиепископ Кентенбери просил молиться о здоровье короля, которое ухудшилось из-за колдовства. Такие обвинения были распространёнными тогда. Считалось, что французский король Шарль потерял ум из-за колдовства его брата герцога Орлеанского. В колдовство верили, но это был и политический инструмент. Обвинённый в колдовстве легко мог быть лишен прав. Через 3 дня после письма архиепископа королевский совет обвинил в колдовстве Джоанну и лишил её прав на основании показаний её слуги Джона Рэндольфа. Рэндольф утверждал, что Джоанна желала смерти королю. Её арестовали, а также Рэндольфа и других слуг. Так и не было найдено доказательств - как и с помощью чего Джоанна колдовала, главное - она потеряла свои деньги и имущество.
Джоанна не была осуждена за колдовство, но она и не была оправдана. Её ранг не давал защиты от таких обвинений. Её падение показывает уязвимость даже самой могущественной женщины. Элеонора Аквитанская и Изабелла Форанцузская были заключены в тюрьму, но их статус и пол отвели от них более серьёзное наказание. Но преступление Джоанны заключалось только в том, что она была богата. Если бы она потребовала суда, она могла бы лишиться жизни, хотя возможно Генрих V не зашел бы так далеко, чтобы казнить королеву, но он мог бы применить другие методы. Пример Эдуарда II и Ричарда II это показывает. Поэтому Джоанна вела себя тихо.
Она была заключена в замок, затем переведена в другой, и в 1420 оказалась в замке Лидс. На её содержание выделялись деньги, она могла даже ездить верхом на прогулки. При ней остались дорогие вещи, она могла делать покупки, при ней был врач. Затем деньги н содержание королевы сократились, но она могла по-прежнему неплохо жить и питаться, содержать слуг, и даже иметь личные средства, полагавшиеся королеве отчисления от штрафов. Ей не запрещено было общаться, её навещали пасынок и некоторые другие знатные люди. Томас, лорд Каймос, прожил в замке Джоанны 10 месяцев, его называли «близким другом» королевы. Когда он умер, королева закзала себе чёрные одежды, что показывает - насколько это был близкий друг.
В результате от ареста королевы Генрих V получил не так уж и много денег, но он в них очень нуждался. В стране вводились новые налоги, король спорил с Парламентов о деньгах на войну.
В 1429 году Джоанна сделала неожиданный шаг, предложив совместно организовать украшение церкви любовнице пасынка Элеоноре Кобем, которая только в 1431 году вышла замуж за герцога Глостера. Предложение Джоанны показывает, что она к тому времени знала Элеонору и поддерживала её. В 1435 году Глостер стал наследником престола после смерти старших братьев, а Элеонор могла быть следующей королевой. Но в 1441 году она тоже была обвинена в колдовстве и помещена в тюрьму на острове Мэн. Элеонор содержалась в худших условиях, чем Джоанна, как и королева она была женщиной высокого ранга, бессильной помочь себе в данной ситуации. А обвинения против неё стали результатом политических интриг против её мужа. Обвинения в колдовстве использовались и против других знатных женщин. В 1469 году была обвинена Жакетта, мать королевы Элизабет Вудвилл, тогда обвинение рассыпалось, но затем Жакетта была обвинена после смерти в ходе обвинений против и её дочери. Ричард III обвинил тогда вдову брата королеву Элизабет, что из-за её магии он не может есть и спать, и у него сохнет рука. Обвинения против Жакетты и Элизабет были вызваны политическими причинами, тогда как против Джоанны финансовыми. Но это показывает возможности обвинений в колдовстве против знатных женщин.
Перед смертью Генрих V ненадолго восстановил отношения с мачехой и отправил ей подарок. Джоанна больше не участвовала в официальных церемониях, но теперь у Англии была другая вдовствующая королева. Джоанна жила в провинции в замках Ленгли, затем Хаверинге. Она не играла роли при дворе, но король Генрих VI посылал ей подарки. Джоанна эффективно управляла своей собственностью, когда у неё был свой совет, но в замке Хаверинг она плохо занималась хозяйственными делами. Хилтон пишет, что она была более известна тем, что потеряла, чем тем, что она делала. Джоанна умерла в 1437 году. Она была первой из английских королев XV века, про которых можно сказать, что корона делала их уважаемыми, но не делала неуязвимыми.
Королевы Англии по книге Лизы Хилтон:
часть 13 Анна Богемская и Изабелла Французская . часть 12 Филипа Геннегау . часть 11. Изабелла Французская Часть 10. Маргарита Французская Часть 9. Элеонор Кастильская Часть 8. Элеонор Прованская Часть 7. Изабель Ангулемская Часть 6. Беренгария Наваррская Часть 5. Элеонора Аквитанская Часть 4. Матильда Булонская Часть 3. Аделиза Лёвьен Часть 2. Матильда Шотландская Часть 1. Матильда Фландрская