Весьма необычный формат мероприятия. Концерт неоклассической музыки проводился в оранжерее ботанического сада МГУ - в Аптекарском огороде. И это не Open-Air. Это - иное.
Ну рояль в кустах, так и есть.
Неоклассику вживую слушала первый раз в жизни. Некоторые композиции казались очень знакомыми, как будто это мой Flow в Deezer играет. Другие завораживали, сплетаясь воедино со светомузыкой и туманным полумраком тропиков.
А вот с некоторыми композициями примирить меня мог только антураж. Ибо адская громкость колонок, которые иногда переходили на хрип, постоянная реверберация, шум высоких частот электронной (не инструментальной) музыки - все это вынуждало морщиться, причем не одну меня.
Но в целом атмосфера была просто волшебной. Как будто сидишь ночью в тропическом лесу: запахи влажной земли, деревьев, цветочные ароматы, густой обволакивающий туман... Под ногами - грунт, перед тобой - кусты разных растений и цветы. Светомузыка иногда в такт музыке, а иногда и просто хаотично вырывала из полумрака причудливые очертания растений. Цветная световая инсталляция то окрашивала все в багряные цвета заката, то в предрассветные сумерки. Очень необычный центральный софтбокс (я даже не знаю, как правильнее назвать этот осветительный прибор) казался каким-то живым организмом из фантастических фильмов, что-то схожее с жилищем насекомых, мерцающее изнутри белым светом то ярко, то приглушенно, то совсем угасая (и тогда исполнитель играл вообще в темноте! Респект. Внутри снималась в ожидании фальшивой ноты, хотя для для этого музыкального жанра такое понятие неприменимо).
Координация исполнителя восхищала. Одновременно играть на рояле и синтезаторе... Вначале были какие-то очерченные композиции. А потом - ощущение полной импровизации: казалось, он действительно собирает композицию из различных заготовок на ходу, выходя за рамки и стремясь к бесконечности. Повинуясь то ли настроению освещения, то ли густоте тумана или затухающим колебаниями предыдущих аккордов - Никола замирал над одним инструментом, потом над другим, над третьим или четвертым, делал неуловимые пассы руками... И в мелодию (которую однако не всегда можно было назвать мелодией, если придерживаться канонического определения этого слова) органично вплетался новый звук. Это было необычно в первую очередь, но не всегда гармонично. Неоклассика, в общем.
Понравилось действо, когда новые звуки вплетались в поток музыки прикосновением исполнителя к цветам и растениям. Рядом с одним из инструментов стояли горшки с растениями, и когда Никола дотрагивался до какого-то из них, они словно начинали сами звучать, откликаясь таким образом на прикосновение. Красиво.
Я оставлю за скобками и на усмотрение смотрителей оранжереи такое действо как «приветственное шампанское». Все же не каждый слушатель смог вовремя остановиться, и многие через пол часа ожидания начала концерта рисковали перепутать ценнейшие кусты магнолий, камелий, самшита и т.п. растительность с посадочными местами (да простят меня смотрители оранжереи за возможные ошибки в названиях, ибо в том интимном вечернем полумраке табличек с наименованиями растений было не разобрать). Но лавирование одной дамы с 5-ю бокалами шампанского в руках по извилистыми дорожкам между кустов и стульев запомнила надолго.
Вот этот одинокий красный цветок звенел в одной из композиций.