Глава 3. Девочки. Часть 1

Mar 31, 2013 17:01



Опыт женщин, работавших в секс-индустрии, может не приниматься во внимание многими людьми, а другие женщины могут смотреть на них с презрением или простым непониманием.  Но даже если мы не будем рассматривать их опыт, многие молодые женщины сталкиваются с тем, что в новой культуре женщину оценивают в первую очередь по ее сексуальной привлекательности.  Эта культура повлияла на жизни даже очень маленьких девочек. Она влияет на них через героинь, на которых они смотрят, одежду, которую они носят,  игрушки, с которыми они играют. Достаточно посмотреть на популярный бренд Bratz. Эти куклы со своими надутыми губками, брюликами, короткими шортиками и каблуками  похожи на девушек на постельной вечеринке в Мэйхеме.



Когда в 2007 году вышел фильм Bratz я пошла в местный кинотеатр, где толпа девочек от четырех до четырнадцати в леггинсах и мини-шортах, балетках и босоножках на платформе, с распущенными и собранными в хвостики волосами ждали в фойе. Я завела разговор с пятилетней Тайлай и семилетней Боббиджо. Девочки были одеты в джинсовые мини-шорты и носили балетки серебристого цвета. У Боббиджо было тринадцать кукол Bratz, а у Тайлай было только пять. «Мы модно их одеваем», - объяснила мне Тайлай. «Они любят ходить по магазинам», - сказала Боббиджо. К нам присоединились четырнадцатилетние подруги  Джоанна и Джейд, семилетняя сестра Джейд Куртни, четырехлетняя Деми. Я поинтересовалась, чем хотят заниматься девочки, когда вырастут. «Хочу быть как Bratz», - сказала Куртни.  Я спросила ее, что это значит. «Хочу сниматься в фильмах. Я хочу носить красивую одежду и быть похожей на них».  В фильме Bratz ходят по магазинам, наряжаются, создают поп-группу, чтобы произвести впечатление на остальных учеников старшей школы. Кажется, большинству девочек очень нравится фильм. «Прямо как в обычной жизни, - говорит Джейд, - а еще это весело». Только четырехлетняя Деми не уверена. «Я хочу, чтобы у них было приключение», - говорит она.

Но эта часть нашей культуры не слишком богата на приключения, единственное приключение здесь для молодой девушки - заслужить восхищение окружающих своей внешностью.  Я была поражена, когда услышала в фильме рассуждения о независимости и самовыражении. В конце фильма играла песня «Покажи себя», которая говорила девочкам быть независимыми и думать о себе, поскольку «это твое время» и «ты первая».

Это современный феминизм создал эту риторику самовыражения. Феминистки хотели, чтобы женщины перестали считать, что хорошая женщина должна обслуживать  окружающих, а вместо этого сосредоточились на своих желаниях и независимости. Но концентрация на независимости и самовыражении превратилась в самообъективизацию и потребительство.

Вера в то, что даже маленькие девочки хотят выразить себя, улучшая свою внешность,  значит, что даже от восьмилетних девочек ожидают затрат энергии на уход за внешностью, диеты, шопинг.  Идея, что девочки смолоду должны вкладываться в «проект тела» (этот термин ввел американская писательница Джоан Брумберг), становится все более распространенной.                  Брумберг - историк, она изучала дневники маленьких девочек, чтобы увидеть, как изменились представления о самосовершенствовании. Она обнаружила, что: «До Первой мировой войны девочки редко связывали самоусовершенствование со своими телами.  Стать лучше значило обращать меньше внимания на себя, больше помогать другим, усерднее учиться в школе».

Т.е. в 19 веке девочки связывали самоусовершенствование со своим характером и поведением. «В 1892 г. в дневнике девочки-подростка можно было прочитать такую запись: «Решила не говорить о себе или о чувствах. Думать, прежде чем говорить. Работать усердно. Быть сдержанной в разговорах и поступках. Не позволять мыслям разбегаться.  Больше интересоваться другими». Столетие спустя представление о самоусовершенствовании у девочек сильно изменились. Брумберг цитирует запись из типичного дневника современной девушки: « Я постараюсь стать лучше. Для этого я использую свои карманные деньги и деньги, которые я получила, работая няней. Я сброшу вес, куплю хорошую косметику, новую одежду и украшения. И я уже сделала новую стрижку».

Культурный сдвиг можно увидеть не только в дневниках. Во всей нашей культуре постоянно говорится, что путешествие женщины в самореализацию неразрывно связано с совершенствованием тела. Культура вокруг нас фокусируется на идее преображения, создания нового облика. Существуют специальные шоу, журналы поощряют писать, чтобы выиграть шанс на смену имиджа,  даже учениц начальной школы.  Императив приказывает самосовершенствоваться не через интеллектуальное и духовное развитие, но работая над своей внешностью.

Постоянное упоминание об эмпауэрменте и перспективах делают данные послания особенно привлекательными для женщин. Модные эксперты говорят девочкам: «Мы покажем тебе, как стать звездой собственного шоу». Книги с советами вроде The Girls Book of Glamour утверждают: «будь уверена в себе, будь прекрасна, будь гламурной».  Психоаналитик Сюзи Орбач, которая написала влиятельную книгу Fat is a Feminist Issue в 1978, вернулась к исследованию отношений женщин с их телами в своей последней книге Bodies в 2009. В интервью Орбач описала, как женщин поощряют стремиться к улучшению внешности с помощью риторики силы: «Похоже на то, что чувство бессилия трансформируется в чувство могущества».

Привлекая внимание к этому феномену, я, конечно, не хочу сказать, что у самолюбования нет положительных сторон. В прошлом феминистки зачастую видели только негативные аспекты индустрии красоты и моды. Но я верю, что она может приносить огромное удовольствие.  Когда я вижу свою дочь, радостно играющей и переодевающейся из кошки в русалку, из русалки в принцессу-воительницу,  то чувствую, какую радость может доставлять смена внешности. А когда моя дочь подрастет, я была бы очень счастлива видеть,  что она продолжает с удовольствием экспериментировать с косметикой и модой.  Но есть большое различие между этим и верой в то, что единственный путь к уверенности в себе и силе для женщины  пролегает через постоянное беспокойство о внешности.

Исследования показали, что около 75% девочек-подростков недовольны своей фигурой и более трети сидят на диетах. Одно исследование обнаружило, что даже среди одиннадцатилетних девочек одна из пяти пытается сбросить вес, а другое исследование выявило, что большинство шестилетних девочек хотели бы похудеть. Жестокость стандартов красоты часто шокирует. Я с детства любила журналы, сначала читала Jackie, затем перешла на Elle и Vogue. Но я вижу, как сильно изменились современные журналы для девушек. Хотя журналы, которые я читала в школьном возрасте, никогда не были феминистскими брошюрами, но они и не были таким мусором, как современные журналы, где на каждой странице изображены дорого одетые худощавые девушки. Раньше журналы не так поощряли своих читательниц равняться на звезд, чья кукольная внешность считается идеалом, чьи жестокие физические режимы с постоянными диетами считаются образцовыми.  Они не критиковали так промахи женщин, как современные журналы, которые постоянно показывают фотографии звезд, набравших вес или  неудачно одевшихся. И они не рассматривали пластическую хирургию как средство самосовершенствования.

В последние годы росту популярности пластической хирургии способствовали такие звезды, как Джордан и Виктория Бекхэм, которые ложились под нож, и телешоу вроде «На десять лет моложе» и «Сделайте меня красивой, пожалуйста». Эти программы часто говорят о выборе и свободе. Один пластический хирург, который любит участвовать в этих шоу, сказал: «Что не так с пластической хирургией? Это дело выбора». Эта культура оказывает на девушек такое влияние, что даже девочки-подростки считают пластическую хирургию приемлемым способом улучшить свое тело.   Одно исследование выявило, что в 2006 каждая четвертая девушка к шестнадцати годам задумывалась о пластической операции.

Сила этого «проекта тела» связана с сексуализацией женщин. Прекрасно, что сегодня девушки могут не стыдиться своих сексуальных желаний. Хотя сейчас существует вполне понятное табу вокруг идеи о сексуальной активности несовершеннолетних, на девочек оказывается сильное давление, от них требуют, чтобы они были сексуально привлекательными в совсем юном возрасте.  В этом поколении хоть и процветает риторика выбора, но круг ролевых моделей для девушек сузился. Сексуализированные образы молодых женщин угрожают вытеснить из культуры все остальные образы и модели.

Даже героини из мультиков стали более сексуальными. Например, если вы сравните диснеевскую Белоснежку, которую создали в 1937, и созданную в 1950 Золушку, вы увидите, как образ молодой девушки в закрытом платье заменяет образ похожей на барби блондинки. Но если взглянуть на созданную в 1987 Ариэль и Жасмин 1992 года, станет заметно, что принцессы стали подчеркнуто сексуальны. Когда моей дочери было шесть лет, стали популярен мультфильм W.I.T.C.H. про пять девочек-школьниц, обладающих особыми силами.  Повествование выглядит довольно невинным, у девочек появляются настоящие  приключения с магией, сильна тема храбрости и дружбы. Но в момент магической трансформации они выглядят абсурдно сексуально.  Я смотрела этот мультик с дочерью и ее подругами, недоумевая, почему девочки из мультика для шестилетних похожи на Лару Крофт.

Многие родители, возможно, замечают таких сексуальных героинь, но считают, что есть множество других образов, на которые их дочери могут равняться, что если поискать, то можно найти альтернативы. Но таких героинь найти не так уж легко, а узость масс-культуры становится все более очевидной. Например, посмотрите на эту статистику, которую я считаю действительно ужасной. В топе самых кассовых семейных фильмов с 1990 по 2004 среди свыше 4000 героев было 75%  мужчин, 83% рассказчиков были мужчинами, 72% героев, которые говорят в фильме, были мужчинами. С 1990 по 2004 в этой статистике мало что изменилось.  Американская Ассоциация Психологов прокомментировала это исследование: «Такой большой недостаток женских персонажей в семейных фильмах отражает упущенную возможность представить широкий спектр несексуализированных женских ролей». Круг героинь, на которых девушка может равняться, довольно узок. Широкая представленность таких сексуализированных героинь, как Bratz или W.I.T.C.H., оказывает свое влияние на девочек.

Узкий взгляд на то, как женщина должна выглядеть, чтобы быть видимой, часто поддерживается детским телевидением. Ведущие детских передач гораздо больше чем в прошлом стараются соответствовать ограниченным представлениям о женственности, мы можем увидеть это на примере Зои Сэлмон, которую феминистка Кейт Файджес в 2006 г. назвала «Барби в натуральную величину». И как гневно сказала Кейт Фаджес: «Как раз перед Рождеством она появилась в Blue Peter в крошечном бюстгальтере и трусиках, она соблазнительно кружилась вокруг мужчин-ведущих, распевая песню  Material Girl в довольно непристойной манере. Это было ужасно и абсолютно излишне. Существует множество сценариев для рождественских передач, где  можно обойтись без превращения ведущей детской передачи в секс-символ. Какой пример детям подают такие сцены? Она изображает из себя сексуальную, но глупую девушку» Хотя Сэлмон - крайний случай, мы видим определенную тенденцию, когда многие ведущие детских программ пытаются придерживаться узких рамок женственности.

Компьютерные игры делают свой вклад в поддержание распространенного мнения, что девочки должны быть сексуальными, чтобы быть видимыми. Недавно самые продаваемые американские журналы о компьютерных играх провели анализ героев видеоигр. Исследование показало, что персонажей мужского пола чаще женщин изображают агрессивными (83% против 62%), а женщин гораздо чаще мужчин изображают сексуальными (60% против 1%) и полураздетыми (39% против 8%). Но вам не нужно смотреть на статистику, чтобы заметить, как однообразно выглядят женские персонажи в компьютерных играх. Журналистка Мак-Кейб, которая любит компьютерные игры, написала в своей статье в 2008: «Любой человек, регулярно играющий в видеоигры, знает, что дизайн героинь - одна из областей, где восстают гендерные стереотипы. Большинство персонажей белые и мужского пола. Женских персонажей мало, а когда они появляются, они обычно подчеркнуто сексуальны или пассивны, или то и другое».

Поражают и музыкальные клипы. Недавно был проведен анализ популярных музыкальных видео. В 84% видео были сексуальные сцены, чаще всего очень сексуально танцующие женщины. Женщин были одеты откровенно или полураздеты в 71% клипов, а мужчины только в 35%. Но здесь опять-таки не надо смотреть на статистику, все и так прекрасно видно. Публичному осуждению обычно подвергаются хип-хоп клипы, где постоянно появляются женщины в стрингах. Но поразительней всего то, что певицы, на которых девочек поощряют равняться, похабно одеваются и продвигаются за счет своей сексуальности. Когда девочки-фанатки смотрят на Бейонсе в кожаном костюме в рекламе Пепси или на Бритни Спирс в колготках в сеточку и мини-шортах, они быстро понимают, что певицы должны соответствовать узкому стандарту женской сексуальности, чтобы быть видимыми.

В этой культуре девочки не просто пассивные зрительницы, от них ожидают, что они с самого раннего возраста будут показывать себя таким же образом. «Они все фотографируют друг друга, - сказала мне мать девочки-подростка, - и часто это весьма откровенные фотографии. Эти девочки 11-12 лет неожиданно становятся похожи на шестнадцатилетних, рекламирующих себя для секса».

Многие бренды, выпускающие одежду для девочек, предлагают им сексуальную одежду, например, вы можете купить мини-шорты для одиннадцатилетней девочки с надписью Golddiga на заднице, которые рекламирует девочка-подросток на высоких каблуках, надувающая губы перед камерой. Один из самых шокирующих примеров использования этими брендами растущей приемлемости сексуализации маленьких девочек - использование логотипа Playboy, который когда-то был символом сексуально опытного мужчины. Сейчас им украшают стирашки и пеналы маленьких девочек, которые знают, что в этом знаке есть что-то немного неприличное, но их соблазняет его развязная и разрекламированная сексуальность. Магазины на главных улицах, такие как W H Smith и Stationery Box, продают все виды аксессуаров с этим логотипом. Многих родителей смущает, что их дочерей соблазняет логотип, который является символом журнала, продающего полупорнографические фотографии женщин, но девочки покупают вещи с ним, поскольку это кажется им желательным. «Мне нравится этот знак, потому что он шикарный»,  - объясняет четырнадцатилетняя Татьяна журналистке Рейчел Белл. «Он дает тебе почувствовать, что ты достойна чего-то».

Но по реакции на некоторые события можно увидеть, что сексуализация маленьких девочек вызывает настоящий гнев. Мы можем видеть внезапную панику, возникающую, например, когда на сайте супермаркета в секции игрушек выставляют шест для пилонного танца, когда в одном магазине выставляют на продажу пуш-ап бюстгальтеры и эротические трусики для девочек до десяти лет, а в другом продают футболки, на которых написано «Так много мальчиков, так мало времени» для девочек до шести лет. Нас может внезапно смутить фотография  пятнадцатилетней звезды, снимающейся полуобнаженной для журнала. Но это отдельные вспышки недовольства,  организованного протеста нет. Я думаю, это является следствием того, что эти случаи часто считаются результатом выбора, а не эксплуатации.  Однако риторика выбора выглядит особенно неуместной,  когда речь заходит о маленьких девочках. Для девочек, которые еще пытаются понять, как себя вести, чтобы получить одобрение и вызвать восхищение, постоянная трата энергии на уход за внешностью скорее ограничивает круг возможных альтернатив.

гиперсексуальная культура, порнография

Previous post Next post
Up