Немного про краудфандинг (to whom it may concern)

Feb 09, 2016 11:19

Ходила тут на митап по краудфандингу (Шишков, прости!). Слушали двух израильских стартаперов, каждый из которых собрал пару миллионных проектов на Кикстартере, и одного мужика из пиар-агентства, работающего с краудфандингом. Было много полезного, вот - делюсь. Говорили, правда, в основном, про краудфандинг для гаджетов или других материальных вещей (в силу опыта выступающих именно в этой сфере), но, думаю, что многое можно приложить и к другим проектам.

NB! Это текст для тех, кто уже знает, что такое краудфандинг, кампания, краудфандинг-платформа и т.д. :)

Подготовка
- Подготовка к запуску краудфандинг-кампании для нового гаджета занимает около 4-5 месяцев (1-1.5 на исследования, брейнсторминг и концептуализацию, 2-3 месяца на разработку модели, месяц на изготовление прототипа).
- В идеале - задействуется пиар-профессионала (агентство или фриланс-специалиста) ДО запуска кампании на краудфандинг-платформе (в идеале - за 4-6 недель до).
- Пиарщики любят начинать обсуждения со сторителлинга (формулирование легенды для продукта). Это важно, но начать нужно с целей и определения, чем пиарщик может помочь проекту.
- Поговорите с людьми, уже делавшими это. Лучше учиться на чужих ошибках.
- К моменту запуска проекта, прототип вашего продукта должен быть «готов для потребления в медиа». Он должен красиво выглядеть и быть похожим(!) на финальный продукт, который вы будете рассылать бэкерам. Это важно, чтобы потом не было волны разочарований.
- Очень рекомендуется сделать короткий профессиональный видео-ролик с презентацией продукта.

Маркетинг
- Учтите, что бэкеры редко действуют рационально, давите больше на эмоции, чем на чистые факты.
- Несмотря на кажущееся разнообразие как бумажных, так и электронных СМИ, существует всего 10-20 по-настоящему влиятельных ресурсов. Если про вас написали на Mashable в один из первых дней после запуска проекта, ваши шансы на успешную кампанию повышаются многократно (думаю, что в России тоже можно таких «агентов влияния» по пальцам пересчитать).
- Критично начинать активный промоушен с первого дня запуска кампании. Если ваша кампания висит уже неделю-две, при этом у нее нет медиа-поддержки и очень мало бэкеров - ваши шансы на успех тают. Люди не хотят поддерживать кампании, у которых мало шансов на успех - это замкнутый круг.
- Продвигайте ваш продукт по разным каналам (multi-channel marketing). При этом, ничего не заменит создателя, активно кричащего на всех углах про свой продукт.
- Мероприятия в оффлайне - одна из идей для продвижения.
- Собирайте вокруг себя коммьюнити бэкеров и заинтересованных в продукте. Обязательно соберите с них базу адресов электронной почты. Общайтесь с бэкерами, активно отвечайте на вопросы, присылайте им интересные новости о вашем проекте, фичах продукта и т.д.

Экономика
- Когда бюджетируете цену для вашего продукта, не забудьте проверить, чтобы она окупала все основные издержки. Обратите внимание на издержки по доставке (иногда их проще включить в стоимость для основных стран).
- Как ни странно, зачастую легче собрать кампанию с довольно высокой стоимостью лота. Средний размер лота на Кикстартере - 220 долл. Причина - легче найти одного покупателя на 200 долларов, чем 20 покупателей на 10 долл. Плюс на дешевых продуктах становится нерентабельной интернет-реклама, в который вы платите за каждую покупку, совершенную по клику.
- К моменту окончания кампании у вас должна быть выстроена удобная онлайн-система предзаказа продукта, по которой люди смогут заказать ваш продукт даже после официальной даты окончания краудфандинга. Система должна находиться на вашем собственном сайте плюс ссылка на страничке краудфандинговой платформы. Довольно часто приличные деньги делаются на предзаказах, сделанных после окончания кампании, но до окончания производства первой партии продукта. Используйте силу раскрученного маховика.
- Cама кампания довольно редко выходит в прибыль. Прибыль делается на построенном по итогам кампании бизнесе.

Личное
- Подходите к кампании отдохнувшим. В ближайшие несколько месяцев об отдыхе придется только мечтать.
- Не обольщайтесь, что краудфандинг-кампания будет двигать себя сама. После запуска и до официального окончания она будет занимать 100% вашего времени. Планируйте это заранее.
- В любом случае, готовьтесь к эмоциональным «американским горкам» во время кампании - от «все пропало!» до «я король мира» и обратно.

мысли

Previous post Next post
Up