Я не подбирала специально, но так получилось, что в этом году я прочитала сразу 4 книги, написанных уральцами. Кроме первой, во всех действие также происходит в знакомых и родных уральских декорациях.
Алексей Иванов "Тени тевтонов" (2021) - аудиокнига
Категория: 14. Золотая лихорадка/поиск сокровищ (герои ищут древний артефакт, меч Лигуэт)
Несмотря на военную тему и приверженность автора к реалистическим описаниям, я все же решила познакомиться с этой историей. Аудиоверсия очень хороша, но сюжет достаточно запутан, так что легко, овлекшись, в нем потеряться. Слушала, гуляя по мирному апрельскому Мерсину, составлявшему нехилый контраст с мрачной атмосферой обеих параллельно рассказываемых историй - про тевтонский замок Мариенбург в 15 веке, будущий польский Мальборк, и отбитую у нацистов в мае 1945 года крепость Пиллау, будущий Балтийск в Калининградской области. Истории связаны параллельным сюжетом, включающим в себя родовое проклятье, сделку с дьяволом, магический артефакт и историю любви и самопожертвования, каждый раз на весьма жутком историческом фоне. Но Иванов отличный рассказчик, поэтому оторваться сложно, несмотря на весь треш. В этом я родню его с Сапковским, и у обоих все-таки упор не на безнадегу, а на свет и надежду, несмотря на все натуралистичные ужасы, которые их герои и их исторические прототипы совершали и совершать не перестают.
***
Игорь Сахновский "Свобода по умолчанию" (2015)
Категория: 46. Кажется, мир сошел с ума
С этим автором лично была знакома моя мама, и у нее я и раздобыла книгу, под одной обложкой содержащию два коротких романа. В первом (хронологически последнем) - антиутопия, самый актуальный нынче жанр. Детали ее не хочется описывать, но история главного героя, конечно, не вписывающегося и в итоге выплюнотого системой, но не сломанного ей, а умудрившегося найти и сохранить любовь, рассказана светло и легко. Это одна из тех историй, что дают надежду, а не отнимают ее.
"Сидя в пустом самолете, где ему так и не удалось уснуть под ранвомерное гудение скорости, он стал думать, что вот есть такие специальные службы - они охраняют несвободу. Вроде бы это всего лишь рутина, должностные обязанности персонала, допустим, на режимном объекте, в тюрьме. Но так получается, думал он, что в моей прекрасной стране это вменено в обязанность каждому - охранять несвободу, защищать и отстаивать ее.
И потом, прислушиваясь к скорости и высоте, он подумал о свободе: разве она требует, чтобы ее добывали? Вот же она - здесь, в тебе. Ты с ней родился, как любой человек. Но ведь никто же почти не помнит об этом. Так мало людей, которые знают или хотя бы догадываются, что они свободны изначально, такими родились. Ну, может, еще в раннем возрасте как-то чувствуют ее - свободу по умолчанию. И все чаще сомневаются в свободе, любви и в жизни как таковой."
***
Игорь Сахновский "Насущные нужды умерших" (1999)
Категория: 50. Действие или имя героя непосредственно связано с цветами (Роза)
Этот роман был переведен и опубликован в Великобритании и Франции и получил премию Fellowship Hawthornden International Writers Retreat и конечно же не зря, я очень впечатлена точностью и образностью языка. История детства и юности главного героя, от смутных ярких образов из воспоминаний раннего детства до первой любви, ссор с матерью и прочих самых обычных переживаний и проблем, но рассказанная невероятным образным языком, все, увиденное глазами героя, очень узнаваемое и осязаемое (ведь шероховатость стен, запах мороза, блики света на потолке и все такое прочее - наверное, вся эта фактура - важнейшая часть проживания жизни и воспоминаний о ней). И снова главная духоподъемная тема - любовь как путеводный свет среди обыденности и тягот повседневности.
"Это был конец дня, одного из тех по пальцам считанных дней, которые сидельниковской памяти впоследствии удалось выудить из целого океана времени, проведенного рядом с еще живой Розой. Добыча, прямо скажем, скудная. Так случилось благодаря, а может, и вопреки дурацкой возрастной привычке забегать и заглядывать вперед, в послезавтра, пренебрегая чистой длительностью текущего дня, которому отводится жалкая выморочная роль подготовительного периода. В такие дни с нетерпением готовятся жить, потом оказывается, что - жили."
***
Алексей Сальников "Оккульттреггер" (2022)
Категория: 47. У героя есть суперспособности разума
"Петровы в гриппе" мне очень понравились, так что услышав о новом романе, я им им заинтересовалась. Но к сожалению, несмотря на сходный жанр, суровый уральский магический реализм, в этой истории, имхо, что-то не склеилось у автора. Вначале я думала, что дело в неподходящем моему вкусу исполнителе аудиокниги (несколько глав прострадала и бросила), и решила сама почитать, в конце концов, в "Петровых" главной фишкой был особенный яркий и самобытный, что называется, язык, в который стоит вчитываться не торопясь. Но в "Оккульттрегере" это не спасает, что-то не так с самим сюжетом или драматургией, долгое время ничего не понятно, и ни к кому не испытывала особой эмпатии. Тем не менее, как водится, честно домучила книгу до конца, ожидая, что вот-вот что-то случится и я проникнусь, но впечатление осталось столь же невнятное. Сама заявка интересная - среди людей на протяжении всей истории живут существа со сверхъестественными способностями, занятые регуляцией магической стороны жизни ради сохранения бытия мира - те самые оккульттрегеры, работают они с помощью гомункулов, которые неотличимы от детей (криповый такой элемент), и живут они наряду и в тесном взаимодействии с демонами (отличающимися невероятной привлекательностью) и ангелами (в нашем мире спободных выживать только, подсев на алкоголь или сладкое, и как правило весьма неангельского вида и поведения), такая вот своеобразная невидимая людям магическая экосистема, где все зачем-то нужны. Ну да ладно, каждой истории свой читатель, эта - просто не моя. Хотя детали описанной реальности запомнились, что уж.