В городе Эирдир, в паре часов езды к северу от Антальи, через Таврские горы, в районе Ыспарта, мы за последние несколько лет бывали довольно часто ввиду проведения там соревнований по триатлону (на одноименном озере). Ровно год и один день назад, ветреным февральским днем я скрывалась от пронизывающего ветра в самом сердце города, любуясь средневековой архитектурой моей любимой эпохи сельджуков. К сожалению, эту красоту окружает типичный хаотично затсроенный цветными бетонными коробками всех форм и размеров турецкий городок, но тем больше контраст, когда смотришь сквозь монументальный портал, буквально переносящий во времени.
2. Комплекс, состоящий из медресе и мечети, ранее соединялся с городскими стенами. Единственный минарет с этого ракурса соперничает с вершиной прекрасной горы, возвышающейся над городом.
3. Еще одна группа путешественников во времени :)
4. С этой стороны строение выглядит особенно древним.
5. Портал с внутренней стороны.
6. Люди, спроектировавшие и построившие ЭТО по сосодеству с древней резной красотой, должно быть, имеют проблемы со зрением...
7. Внутренний двор между медресе (слева) и мечетью (справа).
8. В соревновании порталов выигрывает, конечно, медресе.
9. Медресе было построено в 1301 гг. по приказу Фелекюддина Дюндар бея (Feleküddin Dündar Bey), основателя бейлика Hamitoğulları ("сыны Хамита", внуком которого и был Дюндар бей) со столицей в Эирдире.
Для справки - бейлики Анатолии в 13-15 веках (границы примерны, потому что постоянно сдвигались). В регионе Антальи, на побережье правили Tekeoğulları (велико искушение перевести как "сыновья козла", потому как именно это означает имя отметившегося там Теке бея, также известного как Мюбаризеддин Мехмет бей ;)
10. Великолепный резной портал - taçkapı в лучших традициях сельджукского искусства каменной резьбы был привезен из каравансарая в 3 км к северу от Эирдира, на дороге в Денизли.
11. Каравансарай тот был построен на несколько десятков лет раньше, в 1236-37 гг. заботами сельджукского султана Гияседдина Кейхусрева II, правившего в Конье в 1237-1246 гг.
12. Внутри медресе - дворик с фонтаном и окружающая его галерея с 11 комнатами, где учились жаждущие знаний тогдашние студенты.
13. В этом посте фото ферваля прошлого года дополнены сделанными в августе 2021 и сентябре 2018 года кадрами, поэтому зимнее небо (более подходящее для фотографирования каменных стен) перемежается на снимках с голубым летним.
14. Как и сельджукский портал, фигурные капители колонн с рельефами в виде орлов (больше похожих на голубей :) и растительными орнаментами были позаимствованы строителями медресе из построек более ранних эпох, в частности византийской.
15. Что ж, кому-то суждено создавать красоту, а кому-то нахоить ей повторное применение ;)
16. Еще порция упитанных птичек.
17. Гранатовое дерево.
18. Ранее под аркадой медресе продавали сувениры и одежду, но я застала более культурное примение памятника в виде выставки фотографий старого Эирдира.
19. Не могу наглядеться на этих пузатых очаровашек.
20.
21. Выходим во внешний двор и направляемся теперь в мечеть, также украшенную порталом. Неофициально именуемая просто Улу Джами (Большая мечеть, как по умолчанию называются множество больших мечетей в старинных турецких городках), на самом деле она носит имя Хызыр бея, который в 1327 году перестроил и расширил уже имевшуюся на этом месте мечеть 13 века (эпохи уже упомянутого султана Гыяседдина Кейхусрева II).
22. В 1814 году мечеть была разрушена пожаром и заново построена по первоначальному плану, с деревянными колоннами, которые мне так нравятся в низких, одноэтажных сельджукских мечетях (подобную мы видели, например, в городе Сиврихисар).
23. Как приличная женщина, я забралась на галерею, место молитвы для прекрасного пола.
24. Внутри стильно и уютно, мне понравилось.
25. Дверца "для гномиков" выходит на улицу.
26. Снаружи комплекс выглядит как укрепленный каравансарай, не особенно привлекательно, но сурово.
27. Рядом главная чинара Эирдира, действительно впечатляющая. У каждого уважающего себя турецкого города должна быть своя гигантская чинара в центре, для медитативного сидения старичков в ее тени!
28. Конечно же, Ататюрк.
29. А надпись "cittaslow" сообщает, что Эирдир входит в международную сеть "медленных городов".
Каждый город - член организации «Медленный город» должен стремиться соответствовать 55 принципам движения, которые являются основой новой философии городской жизни, в частности:
- Улучшение качества жизни в городе;
- Противостояние усреднению и глобализации;
- Защита окружающей среды;
- Пропаганда культурного разнообразия и уникальности каждого города;
- Создание условий для здорового образа жизни.
Для достижения этих целей предпринимаются меры по сокращению транспорта и шума, создаются новые зеленые и пешеходные зоны, оказывается поддержка местным производителям и тем, кто использует их продукцию, внедряются экологически чистые технологии, создается атмосфера добрососедства и гостеприимства.
В их числе также такие турецкие города, как:
- Yalvaç в этой же провинции Ыспарта;
- Akyaka и Köyceğiz, в провинции Muğla
- Foça и Seferihisar в Измире
- Yenipazar в Айдыне
- İznik в Бурсе
- Gökçeada в Чанаккале
- Vize в Кыркларели
- Göynük и Mudurnu в Болу
- Gerze в Синопе
- Perşembe в Орду
- Şavşat в Артвине
- Güdül в районе Анкары
- Arapgir в Малатье
- Halfeti в Шанлыурфе
- Uzundere в Эрзуруме
Посмотреть на карте, какие города в Турции и в мире входят в "медленное движение", можно на сайте проекта -
www.cittaslow.org. Из российских представлен только Светлогорск в Калининградской области.
Я побывала пока что только в одном из них, о чем также стоит рассказать. Знаете, в каком?