Anything challenge 2020-2021. Экзотические страны и/или необычные истории

Sep 04, 2021 17:18

Настроения разбирать фотографии лета что-то нет, поэтому напишу пока про кино. Подборка очень разных фильмов за последние два года, но я решила объединить их по принципу экзотичности или необычности места действия и сюжета.

Начну с нечаянной радости, которую мне подарило отечественное кино, за  рекоммендацию которого выражается огромная благодарность дорогой deniz-kizi! Вот зачем нужны жж и прочие блоги, сколько еще прекрасных открытий я сделала благодаря отзывам друзей?

Итак, для начала вместе с русским героем отправляемся в Тайланд!

"Хэппи-энд" (2020, Россия, Таиланд)


 

Этот фильм восстанавливает, при необходимости, веру в российское кино (где так часто провисает сценарий, а тут все на высоте!), размягчает сердце, разворачивает и сворачивает, основательно перетряхнув, душу - или это я сентиментальна, или под настроение попало, но в финале я (опять :) рыдала обо всем и ни о чем конкретно. Очень точным и искренним мне показалось все - характеры героев, отношения, размышление о судьбе и жизни человеческой. Короче, мне очень понравилось все: и ЧТО рассказано и показано, и КАК это сделано. Актеры, образы, картинка, атмосфера, юмор (настоящий! не пошлый!), все просто в точку.



Ну и интересно было глянуть на Тайланд, конечно - я там еще не была (и не уверена, что очень хотела бы, несмотря на красивые пейзажи), в отличие от многих соотечественников, но он показался очень аутентичным. К тому же, задействовано множество местных актеров, только вот, вечная беда - вместо субтитров их перекрыли дубляхесом (еще и женским голосом :). Не знаю, случится ли когда-нибудь в России и других странах, где так цепко держатся за дубляж, невзирая на его качество, переход на субтитры при иностранной речи?

И наконец - хитрая Вселенная продолжает слать мне сигналы на фоне изучения языков - весной я увлеклась итальянским, и кругом постоянно встречались упоминания об Италии, а сейчас накрыло греческим - и вот и герой фильма оказался понтийским греком, и даже сиртаки забацал! А недавно в гостях мне налили кофе в сувенирную кружку с греческим флагом ;) Совпадение? Не думаю! :)

https://www.kinopoisk.ru/film/994530/

***

Продолжаем путешествие по Азии, задержавшись налолго в такой популярной нынче Корее.

"Gisaengchung" / "Паразиты" (2019, Южная Корея)


 

Фильм, получивший 4 "Оскара" и еще кучу наград в 2020 году, и более чем заслуженно. Потрясающе исполненная и показанная социальная драма -  или трагикомедия, смотрится на одном дыхании, неожиданный саундтрек в стиле классической музыки завораживает, развязка шокирует, герои понятны и близки, несмотря на все расстояния и различия культур. К слову о культуре Кореи - благодаря русскоязычным корейским блогерам, можно проникнуться непонятными иностранцу деталями, к которым так внимателен режиссер - например, вот такой есть разбор: youtu.be/f1KZ95CCJWg

Визуальный ряд - отдельное произведение киноискусства. Очевидный прием - контрастное деление кадра по вертикали или горизонтали, отражающее социальное деление корейского (и не только, не только!) общества, положенное в основу коллизии.











https://www.kinopoisk.ru/film/1043758/

***

"Okja" / "Окча" (2017, Южная Корея, США)



Еще один фильм от режиссера "Паразитов" Пон Джун-хо, гораздо более легкий, но не легкомысленный, тоже с подвывертом. Критика звериного оскала мирового капитализма с лицом милой зверушки, по сюжету именуемой свиньей, но на вид это чистой воды слонопотам (какая же свинья без пятачка!). Корпорация вывела в лаборатории особый вид гигантской свиньи ради деликатесного мяса. Одну из таких свинок, растущую в райских условиях в корейской глуши под руководством девочки-подростка, воспитанницы и внучки одиного старика, выбирают для презентации миру нового проекта и везут в США, но узнав о том, ради чего растили животину, девочка отправляется за ней с миссией спасения. Попутно выясняется вся поднаготная жестокого и циничного мира бизнеса, животноводства и даже радикальным борцам за экологию и защитникам животных перепадает нехилая доза сатиры. Все это сделано весьма умно, снято очень бодро и ярко, так что смотреть интересно. Но вегетарианца из меня до сих пор не вышло, извините, хрюши и зверюши.



https://www.kinopoisk.ru/film/909848/

***

"Susanghan geunyeo" / "Мисс Бабуля" (2014, Южная Корея)


 

За подсказку этого фильма спасибо Листику kleida. Лёгкая и смешная комедия (и немного мелодрама), снова на экзотической для меня корейской почве - в отличие от многих моих друзей (не указывая пальцем :))) я пока не стала поклонницей дорам.

Забавная и трогательная фантастическая история про любовь - тоску по утраченной любви и обретение новой, музыку, семью, отношение к возрасту, обретение и принятие себя, в которой главная героиня, пожилая женщина, вдруг превращается в себя молодую. Никто ее не узнает, а ей придется переоткрыть себя и переосмыслить свою жизнь, пройдя через множество забавных ситуаций.

А еще она прекрасно поет, а эта песня до сих пор доводит меня до слез (впрочем, эка невидаль, меня все доводит до слез :)

image Click to view



https://www.kinopoisk.ru/film/827281/

***

"Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom" / "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" (2003, Южная Корея, Германия)


 

Еще один фильм знаменитого корейского режиссера - самого Ким Ки Дука. Впрочем, с его творчеством я знакома только понаслышке. А этот фильм мы посмотрели по наводке ведущего одной турецкой программы. Он посоветовал три разных и довольно странных фильма, о втором - ниже, а о третьем я напишу в другой раз. Что касается именно этого - у меня остались противоречивые впечатления.



Конечно же, невероятно красивые съемки. С буддистским умиротворением, отрешенностью и погруженностью в момент показана смена сезонов вокруг маленького островка на озере, окруженном горами и лесами. Ради одного этого можно сидеть и смотреть все сто минут фильма. Что касается сюжета - на этом островке в старом храме живет монах-отшельник, у него мальчик-воспитанник, который вырастает, покидает храм (сбившись с пути истинного и опутанный мирскими страстями, о которых не буду, чтобы не спойлерить), но потом возвращается и занимает место своего покойного уже учителя - и история повторяется, когда он тоже становится наставником другого мальчика.

У меня нет вопросов к истории падения и покаяния героя, которая показана в буддистском ключе, но вполне ложится и на христианскую парадигму. У меня вопросы к очевидно неэффективным методам воспитания в этом конкретном храме: будучи ребенком, и, видимо, за неимением других развлечений в этом аскетичном местечке, главный герой, играя, издевается над животными, что приводит к их смерти и к огорчению и рыданиям самого мальчика; за всем этим наблюдает его наставник, но ограничивается предупреждением, не останавливает ребенка, позволяя ему понять последствия своих действий на поводу эгоистичных желаний на собственном опыте. В итоге, возмужав, молодой человек снова оказывается неспособным ограничивать свои страсти и желания, что приводит к трагедии большего масштаба. Но когда приходит его черед воспитывать подкидыша-сироту, он применяет методы своего наставника, и история обречена повториться, как смена времен года.

Я понимаю, что это, видимо, отражает основную мысль автора - что человеческая природа подвержена страстям и неисцелима, или исцелима только через проживание личного опыта, через падения и ошибки. Но не могу избавиться от циничной трактовки этой истории как иллюстрации плохой педагогики, или подтверждение тезиса, что воспитание ребенка одиноким холостяком (с сомнительным прошлым :) вдали от других людей и сверстников - верный путь вырасить психопата. Видимо, пока что во мне побеждает современная рационалная и прогрессисткая парадигма, а не духовная христианская традиция, которая в этом ракурсе оказывается созвучна буддистской: "не согрешишь - не покаешься". Все же хотелось бы верить, что христианская традиция более оптимистична - и не обязательно лапки мухам отрывать и проходить путь Раскольникова, чтобы сохранить свою душу и приблизиться к Истине...

https://www.kinopoisk.ru/film/47814/

***

Продолжаем тему буддизма и отправляемся в загадочные края - Непал и Бутан.


“Little Buddha” / “Маленький Будда” (1993, Франция, Лихтенштейн, Великобритания )


  

Про этот фильм мне давным-давно поведала tortuga11, но посмотрела я его только в прошлом году, после знакомства с предыдущим эпохальным творением Бернардо Бертолуччи на восточную тему -  "Семь лет в Тибете". Остается познакомиться с завершающим эту своеобразную трилогию кином про другое знаменитое дитя загадочного Востока - "Последний император", но жду повода - или момента, когда всколыхнется во мне сознательный интерес к Китаю (который остается для меня пока terra incognita).

Очень странный фильм, в отличие от довольно понятного по сюжету "Тибета". История, как тибетские монахи ищут новое воплощение далай ламы, и находят претендента в неожиданном месте - в США; мальчик знакомится с буддизмом и вместе с родителями посещает Тибет. Параллельно показана история самого Сиддхархи, в роли которого невероятно прекрасный юный и исхудалый Киану Ривз. Как по мне, можно было оставить одну историю Будды, на белобрысого американца мне смотреть не особо интересно было. Но в мифологических (или исторических) эпиходах колорита оказалось даже через край, особенно - ох уж эта восточная музыка! Долгие долгие сцены развлечений и церемоний во дворе под душераздирающее пение и инструменты :)))

Короче говоря, как не моя эта религия, так и не моим оказался этот фильм - но и то и другое весьма интересны для знакомства.

https://www.kinopoisk.ru/film/3801/

***

Далее перенесемся в мир арабской сказки и погрузимся с суфийскую философию.


"El-haimoune" / "Странники пустыни" (1984, Тунис, Франция) 
"Le collier perdu de la colombe" / "Потерянное ожерелье голубки" (1990, Франция, Италия, Тунис)
"Bab'Aziz" / "Баба Азиз" (2005, Тунис, Венгрия, Франция, Германия, Иран, Швейцария, Великобритания)


 

Трилогия тунисского режисера по имени Насер Хемир / Nacer Khemir. Визуально очень красиво и аутентично, но неподготовленному зрителю (как я) - почти ничего не понятно :) В основе фильмов - местные легенды и суфийские образы притчи, и мне очень хотелось бы познакомиться с расшифровкой всего заложенного в эти кадры и истории. Список литературы, пожалуйста!

Но можно их смотреть просто как красивый и загадочный сон, не требующий истолкования, самодостаточный в своей красоте - или воздействующий бессознательно. Герои фильмов - молодой студент, ищущий свою любовь, девочка и старик, бредущие по пустыне, покинувшие родные дома странники, вечно скитающиеся по пескам в поисках некого клада. Из того, что я понимаю во всем этом: образ любви, стремление к возлюбленной в суфизме - отслыает к любви к Всевышнему, слиянию с Божественным, как и в "Песни песней". Пустыня, как и в иудейской и христианской традиции - место встречи с собой и Богом, скитания по ней - духовный путь, путь поиска и испытаний.







https://www.kinopoisk.ru/film/104782/

***

А теперь - Африка!


"Holiday In The Wild" / "Отпуск в дикой природе" (2019, США)



Начну с простого и понятного фильма, приятного во всех отношениях (если не иметь завышенных ожиданий) - не блистающая оригинальностью романтическая история по всем канонам плюс великолепные пейзажи Танзании, компенсирующие все недостатки. И слоники, много много слоников! Об этом фильме, как и о двух последующих я узнала у deniz-kizi, спасибо ей опять :)

https://www.kinopoisk.ru/film/1164586/

***

"Gods must be crazy" / "Боги, наверное, сошли с ума" (1980, ЮАР, Ботсвана)
"The Gods Must Be Crazy II" / "Боги, наверное, сошли с ума 2" (1988, ЮАР, Ботсвана, США)


 

После первого фильма исполнитель главной роли, бушмен из Намибии по имени Никсау стал знаменитостью и кинозвездой, и снялся в двух продолжениях, но не изменил своим корням и культуре, вернувшись жить в свое племя. Вроде как самыми лучшими являются именно первые два фильма (а сиквелов потом еще много наснимали), ими я и решила ограничиться. Оба фильма - великолепны! Африка предстает в первозданном виде, бушмены самые настоящие, и можно наслушаться их удивительной цокающей и щелкающей речи.

А сюжет закручен вокруг неожиданного вторжения атрибутов и представителей цивилизации в веками не меняющийся мир бушменов, живущих на лоне первозданной природы. Начинается все с падения с неба (выкинутой из самолета нерадивым пилотом) стеклянной бутылки из-под колы. Этот необычный предмет становится предметом всеобщего внимания и, ожидаемо, "яблоком раздора", и глава семейства Хико решает, что боги, должно быть, сошли с ума, если бросили сюда этот странный принадлежащий им предмет, и для восстановления равновесия в мире необходимо им его вернуть. С этого начинается череда комических ситуаций и событий, но все закончится хорошо.



Во втором фильме Хико снова придется продемонстрировать свои поразительные беговые качества, когда он отправится вслед за случайно уехавшими в грузовике (случайно заехавшим в бушменские дебри). Дети же проявят чудесные способности к выживанию.



А смешные белые люди - обязательно барышня и суровый добрый молодец, добавят экшна и комедии.



Добрые, необычные, прекрасные фильмы, всем смотреть!

https://www.kinopoisk.ru/film/60285/

***

На последок немного странного из более привычных нам северно-европейских широт.


"Så som i himmelen" / "Как на небесах" (2004, Швеция)


 

Это тот самый второй фильм, который мы посмотрели вместе с фильмом Ким Ки Дука. Он тоже странный, но по-другому. И гораздо более светлый, даже обнадеживающий. Об обретении мира с собой и своим прошлым, об обретении своего голоса в прямом и переносном смысле.



Главный герой, успешный дирижер мирового уровня, настолько вовлечен в свою работу, что доводит себя до сердечного приступа, после которого доктор рекоммендует ему завершить карьеру или по крайней мере воздержаться от выступлений. Он возвращается в свой родной городок в шведской провинции, а там его настигают и воспоминания из детства, не всегда приятные. Музыка стала для него спасением, а теперь он должен найти себя заново. Потом так складывается, что он начинает руководить местным приходским хором, и его необычные методы оказывают огромный эффект на весь городок - оказывается, чтобы петь, нужно найти свой голос, но это опасный путь, потому что параллельно с этим каждый заново открывает себя, свою сущность, свободу, желания и мечты, и не всегда это оказывается приятно и комфортно для окружающих, да и для самих хористов.



Но обретя свой истинный голос, каждый может стать незаменимым участником хора - будь то старушка, подросток с аутизмом (или другой какой-то особенностью), каждый голос прекрасен, уникален и важен!



У фильма, как оказалось, есть и продолжение под названием "Так и на земле" (2015), но я не смотрела - да и история первого фильма мне показалась вполне завершенной.

https://www.kinopoisk.ru/film/88669/

This entry was originally posted at https://meladan.dreamwidth.org/720310.html. Please comment there using OpenID.

синема, film challenge, вдохновляющее, anything challenge

Previous post Next post
Up