Год тому назад (+ еще неделю :) я написала пост про
Последний день зимы 2020 года. В тот день, кроме вечерней прогулки по парку с любопытными новыми скульптурами, я побывала на художественной выставке в выставочном центре Sanat Kültür (он находится в самом центре Антальи, на пересечении с пешеходной улицей, известной как Kapalı Yol). Причем, я успела ровно за пару часов до закрытия в последний день работы. Выставка была организована банком Yapı Kredi и предоставляла возможность познакомиться с работами турецких (но не только) живописцев. Я про живопись вообще и турецкое искусство в частности почти ничего не знаю - зато теперь знаю кое-что! Главное впечатление ожидаемо: созерцание работ в реале, лицом к лицу - совсем не то, что на репродукциях в книгах или на экране, и это следует делать как можно чаще.
Я фотографировала не все картины, а только те, что наиболее запомнились. Расположу их в примерном хронологическом порядке, ориентируясь на годы жизни авторов, если не найдется год создания произведения.
Начну с двух иностранцев, вдохновлявшихся, конечно, романтическим Стамбулом-Константинополем с видами на Босфор.
2. Николай Павлович Красовский (1840-1906) - "Вид на Стамбул"
Русский художник, о котором почему-то в интернете находится весьма скудная информация, изобразил Девичью башню - Kız kulesi весьма вольно и фантазийно - то ли поддавшись полету мечты, то ли не имея личного точного представления о ней. Но так вообще нередко поступали немногочисленные европейские посетители Османской империи.
3. François Prieur Bardin / Франсуа Приер Бардэн (1870-1939) - "İstanbul" / "Стамбул"
Еще один довольно загадочный европеец, французский ориенталист, проведший в Стамбуле 1890-1901 годы. Другие его картины можно увидеть здесь:
www.istanbulsanatevi.com/category/sanatcilar/soyadi-b/bardin-francois-prieur/ 4. Osman Hamdi Bey / Осман Хамди Бей (1842-1910) - "Gezintide Kadınlar" / "Женщины на прогулке" (1887)
Знаменитый османский живописец, а также археолог, основатель и директор Стамбульского археологического музея и Академии искусств в Стамбуле, известной теперь как Академия искусств имени Мимара Синана. В юности жил и учился в Париже, был дважды женат на француженках, и будучи одним из первых турецких живописцев привнес в османское искусство модные веяния "тлетворного запада", за что, конечно, grand merci ;)
5. На этой картине молодые женщины одеты, за исключением вуалей, по европейской моде, хоть и гуляют вокруг мечети :)
Про этого художника я, кстати,
уже писала (в ноябре 2010 года! как это было давно...), потому что у нас есть собранный пазл по его картине "Воспитатель черепах", вот такой:
6. Hoca Ali Rıza /
Ходжа Али Рыза (1858-1930) - "İftar sofrası" / "Вечерняя трапеза - Ифтар"
Ходжа Али Рыза по прозвищу Üsküdarlı - Ускюдарец принадлежит к первому поколению турецких живописцев, так называемых "военных художников" - Asker Ressamlar, учившихся в военных школах, созданных при султане-реформаторе Махмуде II в первой половине 19 века. В учебную программу этих школ входили и уроки рисования, а самые способные ученики отправлялись на учебу во Францию. Чаще всего рисовали пейзажи, в том числе и Ходжа Али Рыза, но эта его картина является редким образцом османского натюрморта - и притом, действительно, очень османского, восточного по колориту и теме.
Ифтар - вечерняя трапеза разговления во время поста в месяц Рамадан, первый прием пищи после полного воздержания от воды и питья от рассвета до заката. Стол на ифтар может быть и богатым, если собираются гости, и очень простым, как на этой картине - после долго воздержания большинство людей предпочитают щадящий режим питания: трапезу по традиции начинают финиками и оливками, а затем часто следует суп (в дымящейся миске посреди подноса - наверняка ведь мерджимек, то есть всенародно любимый чечевичый суп!) и закуски, какие обычно входят в турецкий завтрак: сыр, овощи, варенье, и, конечно, свежий хлеб - и симиты! Меня больше всего именно симит на картине умилил. Действительно, потрясающая достоверность бытовых деталей.
7. Ali Sami Boyar / Али Сами Бойар (1880-1967) - "Tekneler" / "Корабли"
Этот художник славен тем, что его работы использовались в оформлении первых почтовых марок и бумажных банкнот Турецкой Республики. Ученик Османа Хамди бея, также учился во Франции и занимался музейным делам, работал в Военно-морском музее и в музее Айя Софии, при нем увидели свет ее мозаики и купель.
8. Hayri Çizel / Хайри Чизель (1891-1950) - "Hisar'dan Görünüm" / "Вид с Хисара"
Как и Али Сами Бойар, Хайри Чизел принадлежит к "поколению 1914 года", представителей турецкого импрессионизма - İzlenimcilik. Много рисовал Стамбул и босфорские пейзажи.
9. Cevat Erkul / Джеват Эркул (1897-1991) - "Haliç'ten" / "С Золотого Рога"
Очень мне понравился этот ностальгический вид на берега Золотого рога и ветхие деревянные кварталы уже давно ушедшего в прошлое Стамбула.
10. Ayetullah Sümer / Айетуллах Сюмер (1905-1979) - "Büyükada'da Sabah" / "Утро на Принкипо"
Автор родом из Измира, учился рисованию в Марселе, занимался фресковой живописью и создавал атмосферные романтические пейзажи.
11.
Selim Turan / Селим Туран (1915-1994) - "Peyzaj" / "Пейзаж"
Этот художник с азербайджанскими корнями жил, работал и преподавал как в Турции, так и во Франции, творил в разных стилях, от реализма и импрессионизма до абстракционизма. Очень узнаваемый вид на Стамбул с ускюдарского берега очаровывает волшебной игрой света, ряби воды, теней и силуэтов.
12. Nuri İyem / Нури Ийем (1915-2005) - "Uzun İnce Bir Yol" / "Долгий узкий путь"
Нури Ийем - один из создателей группы художников Yeniler Grubu ("Новые"), представителей турецкого соцреализма - toplumcu gerçekçilik, стремившихся вернуть следовавшее западным образцам турецкое искусство "ближе к народу". Сам Ийем рисовал в основном женские портреты, но не только - с его работами можно
ознакомиться на сайте. Вошедшая в эту экспозицию его работа - очень выразительный пейзаж с трогательной парочкой вдали и названием, перекликающимся с известным стихотворением Ашика Вейселя, в котором дорога - метафора жизненного пути:
Uzun ince bir yoldayım
Gidiyorum gündüz gece
Bilmiyorum, ne haldeyim?
Gidiyorum gündüz gece...
Я на долгой и узкой дороге (пути)
Иду днём и ночью
Я на знаю, что со мною (в каком я состоянии)
Я иду днём и ночью...
Получается, что эта длинная узкая дорога жизни гораздо краше, когда есть, с кем ее разделить ;)
13. Aliye Berger / Алийе Бергер (1903-1974) - "Güneşin Doğuşu" / "Восход Солнца" (1954)
Эта картина принесла художнице Алийе Бергер главный приз на конкрусе 1954 года, организованной банком Yapı Kredi. И я не могла оторвать от нее взгляда. Немаленькое (возможно, самое крупное на выставке) полотно, 2*3 метра. Потрясающая фактура и краски. И, главное, не возможно на фото (тем более, сделанное на телефон) передать впечатление от видения вживую.
14. Присуждение главного приза этой работе вызвало большой резонанс - к тому же, оно не то чтобы соответствует заявленной теме конкурса: "İş ve istihsal" - "Труд и производство". Для Алийе квинтэссенцией, источником и символом труда и всякой деятельности, как и самой жизни, стало Солнце. Не больше и не меньше.
Ни на что не похожая работа в новом для Турции направлении абстракционизма и экспрессионизма вызвала критику со стороны других художников, но также и стала вехой на пути развития нового направления искусства. А про саму Алийе мне теперь хочется узнать побольше, по всему видно, что эта была незаурядная женщина.
Алийе родилась в родовитой семье османского дипломата и историка, в доме на острове Бююкада; ее брат стал писателем, известным под псевдонимам "Галикарнасский рыбак" (на моей полке как раз дожидается очереди на прочтение его книга), ее сестра - известная в Европе художница, ее дядя увлекался фотографией, племянники - актриса театра, художница по керамике, живописец. Получила разностороннее образование, училась во французских школах. В 21 год влюбилась в своего 30-летнего преподавателя музыки, венгерского скрипача Карла Бергера, с которым, преодолев разнообразные препятствия, прожила вместе 23 года, путешествуя по всей Европе.