Сегодня, кажется, самый холодный день этой зимы, всю Турцию завалило снегом, кроме самого юга, пожалуй - но даже в Анталье ночью минусовые температуры, а днем - "мороз и солнце" и ледяной ветер, а я уже было решила, что зима кончилась, не начавшись толком, и настала весна. На этом фоне хочется вспомнить зимние и снежные дни, проведенные на родине. Начну с Москвы декабря 2018-го, когда сбылась моя давняя мечта побывать в Коломенском.
2. Это был не самый фотогеничный день, пасмурный, но очень теплый, в самый раз для прогулок на свежем воздухе по свежему снегу.
3.
4. Отправила мужу послание с двойным дном :)
5. И вот я здесь!
6. Спасские ворота (они же - Задние) своим названием обязаны иконе Спаса Нерукотворного, ранее находившейся в киоте над проездными арками.
Изначально ворота служили въездом в хозяйственный двор, а начиная с XVIII века стали главным входом на территорию царской усадьбы. В 1814 году при постройке дворца императора Александра I Стрелецкие караульни были разобраны, а в 1868-м - восстановлены. В 2001-2003 годах была выполнена полномасштабная реставрация.
7. Казанская церковь была возведена в 1649-1653 годы к рождению наследника престола Дмитрия Алексеевича, когда было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Изначально храм был построен как домовой и соединялся переходом с
деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенного в 1672 и разобранного 1767 году. В 2010 году была создана копия этого дворца, но в другой части парка, до которой мы не дошли.
В 1941-1942 годах храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались. В настоящее в нём хранится Державная икона Божией Матери, обретенная в 1917 году в подвале Вознесенской церкви (которая и является основной целью поего посещения этого заповедника!)
8. Передние ворота, служившие парадным въездом в царскую усадьбу.
Под колокльней на третьем ярусе располагался часовой механизм, а на втором ярусе - "Органная палата" с механизмом, имитирующим львиный рык. Деревянные львы, обтянутые бараньими шкурами, с львиными мордами, были установлены на пьедесталах под окнами первого яруса ворот. Царь знал толк в развлечениях!
9. Колокльный перезвон запускается часовым механизмом.
Чему и мы с Настей
ryzhaya-stana стали свидетелями!
View this post on InstagramA post shared by Ludmila Senturk (@hobbitmeladan) 10. Прямо напротив ворот - знаменитая Вознесенская церковь (слева) и тоже архитектурно весьма оригинальная Церковь Георгия Победоносца c колокольней (справа).
11. Ура, сбылась моя мечта! Я очень люблю
шатровые церкви. Не помню, когда и где я узнала про Коломенское и этот примечательный храм, но с тех самых пор мне хотелось туда попасть.
12.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском - первый каменный шатровый храм России, созданный в 1528-1530 годы итальянским архитектором Петром Францизском Анибале (по русским летописям - Пётр Фрязин или Петрок Малой) по заказу великого князя Московского Василия III, по преданию - в честь рождения его сына, будущего Ивана Грозного.
В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
По мнению В. М. Шервинского, в конструкции Коломенского храма соединились технологии итальянского и русского зодчества. В Москве «сходились мастера со всей Руси для „Государева дела“. Каждый вносил свое и сам пользовался многим. Так псковичи, призванные сюда в конце 15 и в начале 16 веков, привезли в Москву ступенчатую конструкцию арок и сводов, а также форму и способ сводчатого перекрытия церквей, без внутренних столбов. По своей грузности шатер не мог быть установлен на столбах, на которых так легко покоились купола Киева, Суздаля, Новгорода и ранней Москвы. Шатер требовал надежных опор, а также комбинаций арок и сводов, которые передавали бы тяжесть шатра только внешним стенам. Эту задачу и облегчили псковичи своими ступенчатыми арками, которые дали возможность легко перейти к восьмигранному увенчанному грандиозным шатром с главкой. Снаружи переход четырехгранника в восьмигранник искусно замаскирован тремя рядами „кокошников“, являющихся тоже характерной формой деревянной архитектуры. Пилястры же и карнизы, которых много как снаружи, так и внутри, являются характерным заимствованием от итальянцев».
13. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико -- чуть более 100 квадратных метров.
14. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами.
15. Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.
Вознесенской церкви посвящено стихотворение 1973 года «Церковь в Коломенском» советского поэта-«шестидесятника» Бориса Чичибабина:
Все, что мечтала услышать душа
в всплеске колодезном,
вылилось в возгласе: "Как хороша
церковь в Коломенском!"
Знаешь, любимая, мы - как волхвы:
в поздней обители -
где еще, в самом охвостье Москвы,-
радость увидели,
Здравствуй, царевна средь русских церквей,
бронь от обидчиков!
Шумные лица бездушно мертвей
этих кирпичиков.
Сменой несметных ненастий и ведр
дышат, как дерево.
Как же ты мог, возвеличенный Петр,
съехать отселева?
Пей мою кровушку, пшикай в усы
зелием чертовым.
То-то ты смладу от божьей красы
зенки отвертывал.
Божья краса в суете не видна.
С гари да с ветра я
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Чашу страданий испивши до дна,
пальцем не двигая,
вижу: стоит над Россией одна
самая тихая.
Кто ее строил? Пора далека,
слава растерзана...
Помнишь, любимая, лес да река -
вот она, здесь она.
В милой пустыне, вдали от людей
нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.
Гибли на плахе, катились на дно,
звали в тоске зарю,
но не умели служить заодно
Богу и Кесарю...
Стань над рекою, слова лепечи,
руки распахивай.
Сердцу чуть слышно журчат кирпичи
тихостью Баховой.
Это из злыдни, из смуты седой
прадеды вынесли
диво, созвучное Анне Святой
в любящем Вильнюсе.
Полные света, стройны и тихи,
чуда глашатаи,-
так вот должны воздвигаться стихи,
книги и статуи.
...Грустно, любимая. Скоро конец
мукам и поискам.
Примем с отрадою тихий венец -
церковь в Коломенском.
16. Колокольня церкви Святого Георгия Победоносца была построена в начале XVI века и изначально принадлежала храму Вознесения. В облике колокольни видно сильное воздействие ордерных форм итальянского Возрождения. Несмотря на активное использование в качестве декоративного элемента такого чисто русского элемента как кокошник, в формах колокольни и общем строе её декора ощущается близость к архитектуре итальянских кампанил XV - начала XVI веков. «Итальянский след» просматривается и в способе подвески колоколов, типичном для западных звонниц, где раскачивали колокола, а не языки, как это было принято в русской практике.
В XVII веке к колокольне была пристроена «палата» и деревянная трапезная. В 1840-1842 годах на месте деревянной трапезной как пристройка к древней Георгиевской колокольне по проекту Е. Д. Тюрина была возведена церковь Святого Георгия Победоносца.
Поскольку у меня церковь осталась за кадром, фото с сайта
poznamka.ru/russia/park-kolomenskoe-v-moskve, где можно совершить настоящее виртуальное путешествие по всему заповеднику (я видела лишь малую его часть):
17. Слева от колокольни - Водовзводная башня, построенная во второй половине XVII века. В 1675 году Мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни - проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяковское. Башня также известна под названием «Соколиная башня», так как согласно легенде, появившейся в XIX веке, в ней содержались ловчие птицы для царской соколиной охоты.
18. А вот и мы! Мои глаза сияют безумным блеском - и от радости встречи и сбычи мечт, и от культурного и климатического шока - все же какой контраст с Антальей! А Настя смотрит на это философски, и правильно делает :)
19. За деревьями замаячила Москва-река.
20. На этом нам пора завершать прогулку, потому что на этот день запланировано еще кое-что интересное. Поэтому спускаемся вниз, чтобы по берегу вернуться в город, к метро.
21. О существовании столичного мегаполиса совершенно забываешь, проведя час-другой на этом заповедном "островке" истории и природы. На нашу удачу, в тот день было совсем немного посетителей, так что мне удалось проникнуться атмосферой.
22. Оглянемся на красавицу. Красивое это слово - Вознесение, и как и моя родная
Вознесенка в Екатеринбурге, эта церковь - летящая, устремленная ввысь, очень своему названию соответствует.
23.
24. Птички на зимовке.
25.
26. Ручеек от одного из ключей, расположенных на высоком берегу.
27. Бублики, купите бублики!
28. Это - пустующие зимой павильоны на "Торговой улице", по которой мы выходим в город.
На этой карте хорошо виден наш короткий, но для первого раза вполне насыщенный маршрут (
кликабельно). В следующий раз хотелось бы посетить Музей деревянного зодчества - к таким местам я тоже очень неравнодушна!
![](https://otpusk-zdorovo.ru/moskva/kolomenskoe-muzej-zapovednik-plan.jpg)
Еще более подробная карта
здесь.
Сайт музея с информацией о выставках:
www.mgomz.ru/. Мы только прошлись по парку, ограничившись внешним осмотром, но в каждом из исторических зданий находится музейная экспозиция - только покупкой билетов на все объекты нужно озаботиться сразу на входе, что не очень удобно - нужно заранее решить, куда будете заходить.
Много фотографий и дополнительной информации:
poznamka.ru/russia/park-kolomenskoe-v-moskve и
otpusk-zdorovo.ru/kolomenskoe-muzej-zapovednik/.