О Рождестве серьезно - для тех, у кого этот праздник еще впереди.
***
Для начала - путешествие на машине времени: Андрей Кураев (еще не диакон, без очков, бороды и рясы:) рассказывает об истории Рождества Христова
в январе 1990 года (!)
Click to view
Продолжение разговора:
Click to view
***
о.Алексий Уминский: "Рождество - один из самых трагических праздников на земле"...
Click to view
***
митр.Антоний Сурожский. Проповедь на Рождество:
"Рождество Христово, которое мы празднуем всегда с такой радостью, которое нам кажется семейным праздником, таким светлым, на самом деле, как всё в жизни земной, носит тоже печать трагизма. Когда рождается ребёнок, нам кажется, что всё так дивно, так светло. Но рождается этот ребёнок в смерть. Да, он проживёт, но рано или поздно, выросши, достигши полноты своей, он будет обречён на умирание и на самую смерть. И Рождество Христово как-то особенно в этом отношении трагично, потому что рождается не то что обыкновенный ребёнок, а в жизнь мирскую, земную вступает Сын Божий, облекшись в человечество.
Бессмертный Бог облекается в смертную плоть. Бог, Который за пределом смерти, берёт на себя нашу смертность, и в Рождестве Христовом мы видим трагически, глазами веры, чутьём сердца, как Бог по любви Своей к миру отдаёт Своего Единородного Сына - Бессмертного на смерть. В яслях Вифлеемских лежит ребёнок - Жертва. На одной из икон древности ясли изображены не как ясли, а как жертвенник, сложенный из камней. И лежит Ребёнок на них - новорожденный Спаситель Христос, как ягнёнок, приносимый в жертву Богу.
Христос приносится в жертву не Богу - нам. Мы его как бы убийцы, потому что из-за нашей греховности Бог должен был стать человеком и умереть нашей смертью. Но что это значит? Это значит, что здесь Бог отдаёт нам Своего Сына - беззащитного, уязвимого, с тем чтобы мы поступили с Ним, как захотим. Любовью Его встретили, верой Его приняли? Или наоборот: ненавистью Его отвергли и, как мы знаем из Евангелия, распяли на Кресте?
А второй праздник - это праздник Крещения Господня. Этот Ребёнок, родившийся в Вифлееме, вырос в полную меру Своего человечества. И Он приходит на Иордан креститься. Иоанн видит в Нём безгрешного Сына Божия. “Как же я Тебя крестить буду?” Спаситель погружается в эти Иорданские воды, которые омывали день за днём грехи людей, которые каялись в своей неправде. Он погружается в них, как в мёртвые воды, и выходит из них, облечённый в мёртвость, которая является следствием человеческого греха.
Смертность… Образ, который когда-то дал мне один западный пастор - это образ чистого льна, белоснежного, который погружается в красильню, пропитывается краской, вынимается багровым, или кровавым. Лён был чист, но теперь он весь пронизан краской, и эта краска является образом нашей греховности. Христос на Себя берёт нашу мёртвость, то есть последствия нашего греха, для того, чтобы нас спасти. Это дело Божией любви. Как нам не отозваться на эту любовь? Неужели мы не отозвались бы на то, чтобы человек - любой, незнаемый нами или знакомый - свою жизнь бы отдал за нас? А это делает Бог во Христе.
Вся жизнь верующего человека, христианина должна бы быть делом благодарности - не только сердечной, не только в мыслях, но и в каждом нашем поступке, во всём нашем существе мы должны бы жить так, чтобы помнить, что наша жизнь оценена Богом как достойная всей жизни и всей смерти Единородного Сына Божия. Вот как нас расценивает Бог, и вот с каким достоинством нам бы надлежит жить."
***
Еще: читать, смотреть и слушать:
- Антология о Рождестве Христовом на портале "Предание" (можно скачать на читалку): евангельские тексты, толкования и комментарии святых отцов и эссе современных авторов, текст рождественской службы (в т.ч. на русском языке), произведения с рождественскими темами в стихах и прозе.
- Андрей Десницкий: "Рождественский кондак: намного больше, чем вы думали": "Все православные знают Рождественский кондак: «Дева днесь Пресущественного раждает…». Многие даже хорошо понимают, что все это означает. Но мало кому известно, что на самом деле кондак - это большая поэма, а то, что мы сегодня называем кондаком - всего лишь краткая ее аннотация, возможно даже, написанная намного позднее."
- Илья Красовицкий "Служба Сочельника и Рождества: что, зачем и почему": о том, как устроено богослужение Рождественской ночи, как оно складывалось и как пришло к современному виду, о самых главных моментах и наиболее важных песнопениях
- Статьи на Правмире: Традиции Рождества. Богослужение Рождества Христова, Литургическое освещение праздника Рождества, Рождество Христово: иконография, иконы, картины и вот еще целая подборка.
***
И напоследок: Иосиф Бродский
Рождественская звезда
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы - Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка, издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
24 декабря 1987
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/602163.html. Please comment there using
OpenID.