Продолжаем путешествие вглубь веков и традиций. Начало начал:
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.1, Адам и Ева /
Ч.2, Каин, Авель и Сиф /
Ч.3. Ной /
Ч.4: от Ноя до Авраама /
Ч.5. Авраам и его дети /
Ч.6, в которой все на букву "И" /
История Исхода:
Ч.7. Моисей: Let my people go! /
Ч.8. первая Пасха, исход и гора Синай /
Ч.9. Манна небесная и скрижали завета /
Ч.10. Золотой телец и козел отпущения Ч.11. Моисей и Аарон: 40 лет в пустыне Окончание истории Моисея и начало истории Израиля на "Земле Обетованной".
***
Израильтяне на восточном берегу Иордана
У границ Едома и Моава израильтяне шли уже по территории Ханаана. Идумеи, жители Едома (Эдома) - потомки
Исава; моявитяне и аммонитяне - потомки Моава и Аммона,
сыновей Лота от его собственных дочерей.
Когда израильтяне подошли к землям аморреев, их цари Сигон и Ог не пропустили их и были побеждены, в результате чего израильтяне захватили эти земли и поселились в них. Таким образом, израильтяне начинают завоевание Земли Обетованной с территорий на восточном берегу реки Иордан.
В тот период власть Египта над страной почти кончилась. Фараоны едва могли отражать удары ливийцев и «народов моря». Политическая карта Палестины оказалась необычайно пестрой. На западном берегу высаживались филистимляне, которые скоро утвердятся на полосе суши к югу от горы Кармил. Центральные области были населены различными племенами. Восточное Заиорданье находилось в руках аморреев и аммонитян, на восток и юго-восток от Мертвого моря располагались царства Моава и Едома. Северные и южные города-государства принадлежали ханаанским царям. (
А.Мень, "Исагогика. Введение в Ветхий завет")
"Захватив земли в Заиорданье, израильтяне подошли к границам Моава - родственного народа, с которым, как и с идумеями, им запрещено было враждовать
(Втор.2:9). Однако моавитяне, впав в идолопоклонство, отступили от веры своего праотца Лота"(
Щедровицкий).
Валак, царь моавитян, находился под постоянной угрозой со стороны аморреев (царь Сигон отвоевал у него ряд областей), и сначала видел в пришельцах-израильтянах союзников, но вскоре понял, что они сами представляют для него опасность. Объединившись против них с мадианитянами (кочевниками из соседней Аравии,
потомками Авраама от наложницы Хеттуры), но не решаясь нарушить мир, Валак решил навести порчу на израильтян и вызвал из Месопотамии прорицателя Валаама, обещая наградить его, если он погубит их своими проклятиями.
***
Пророчество Валаама: благословение вместо проклятия
Кто такой Валаам? до сих пор у меня это имя ассоциировалось только с
островом и монастырем на Ладожском озере; оказывается, тот остров назван в честь этого библейского персонажа (по созвучию с финно-угорским названием "валамо" - "высокая земля").
"В оригинале имя Валаама - "Билам" образовано от слов "бала" - «глотать» и "ам" - «народ». Оно означает «поглотитель народов». Согласно агадическому преданию, проклятие Валаама действовало сразу и безотказно, «поглощая» целые племена и народы, т. е. лишая их силы сопротивляться врагам. ...Но как же мог человек, внимавший прямым указаниям Всевышнего, быть «пожирателем народов»? Предание гласит: узнав от Бога, что такой-то народ уже «наполнил меру беззаконий своих», Валаам получал затем право проклясть его, и проклятие всегда быстро исполнялось". (
Щедровицкий).
Валаам не был обыкновенным языческим волхвом или кудесником, он принадлежал к тем немногочисленным среди язычников чтителям истинного Бога, которые сохраняли истины веры и нравственности путем предания. Он жил и действовал там, откуда вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где особенно распространены были науки, исследовавшие движение светил небесных и утверждавшие мысль человека в идее необъятности могущества и премудрости Создателя. В церковных песнопениях Валаам называется звездочетом, а волхвы, пришедшие, по указанию чудесной звезды, поклониться родившемуся в Вифлееме Христу, - учениками волхва Валаама. Только жадность к наживе, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему быть истинным пророком Божьим. (
Лопухин. Толковая Библия)
Несмотря на прямой запрет Бога: "Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен" (
Числ.22:12), Валаам, прельстившись богатыми дарами и почестями от Валака, все же отправляется в путь. Но Бог его останавливает: ослица прорицателя отказывается идти и говорит с ним человеческим голосом. Речь ослицы заставляет Валаама прийти в себя, и он видит, что ангел преграждает ему путь.
(
Рембрандт, "Валаам и ослица", 1626)
"И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь. И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе."(
Чис.22:34-35).
Об этом эпизоде стихотворно пошутил
о.Сергий Круглов:
Хорошая мысля
Приходит от осля :)
Милый мульт про ослицу Валаама из серии "Истории Ветхого завета":
youtu.be/krPoH0rN8YQ Click to view
В Моаве Валаам подчеркивает, что повинуется не своей воле, но божественной: "могу ли я что от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить". (
Числ.22:38) Трижды он начинает "волхвование", но вместо проклятий, "заказанных" Валаком, произносит благословение Израилю, показывая невозможность человеку противиться замыслам Господним: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они, как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет, как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его... Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (
Чис. 24:5-9).
Напоследок Валаам произносит еще одно пророчество, на этот раз - предсказание не только о грядущем могуществе израильского царства, но о приходе Мессии, Иисуса Христа: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.» (
Чис. 24:17).***
Призвание Иисуса Навина и раздел земель Заиорданья
В преддверие эпохи завоеваний была проведена новая перепись всех, пригодных для войны; в их числе уже не было ни одного из исчисленных Моисеем и Аароном в Синае, т.е. поколение вышедших из Египта полностью сменилось, кроме Халева и Иисуса Навина. Предчувствуя свою смерть, 120-летний Моисей посвящает Иисуса Навина в свои преемники.
После истории с Валаамом моавский царь устанавливает мирные отношения с израильтянами, но сближение с язычниками-моавитянами и мадианитянами привело последних к отступлению от закона и веры: на празднике в честь бога Ваал-Фегора израильтяне пировали, приносили ему жертвы и«блудодействовали с дочерями Ваала Моава». Моисей и священник Финеес (сын Елиазара, внук Аарона) остановили разложение нравов радикальными мерами: «И воспламенился гнев Господень на Израиля.
И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору.»(
Чис. 25:3-5).
Последним событием под предводительством Моисея становится сражение с мадианитянами, ввергшими израильтян в блуд и идолопоклонство; из пленных было разрешено оставить только незамужних женщин и девочек - как единственных, кто, слившись с израильтянами, не сможет соблазнять их и продолжать богопротивный культ своих предков и соблазнять к этому израильтян. (Остальные были истреблены - или же
изгнаны).
Колена Рувима и Гада и половина колена Манассии, ввиду своей многочисленности, решают поселиться в Заиорданье в землях Иазер и Галаад (на территории Аморреи и Васана) и размещают там свои семьи и стада - при условии, что их воины помогут завоевать остальные земли для других колен.
Остальным даются наставления касательно будущего заселения Ханаана: "И сказал Господь Моисею на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона... когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогони́те от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите... и разделите землю по жребию на уделы племенам вашим: многочисленному дайте удел более, а малочисленному дай удел менее... если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из них будут тернами для глаз ваших и иглами для боков ваших и будут теснить вас на земле, в которой вы будете жить, и тогда, что Я вознамерился сделать им, сделаю вам." (
Чис.33:50-56)
***
Второзаконие - последние наставления Моисея
Пятая книга Моисеева - "Второзаконие", евр. "Еллегаддебарим", по первым словам книги "Сии суть слова" ("которые говорил Моисей всем израильтянам за Иорданом"), греч. "Deuteronomium" - "Второй закон", содержит речи и наставления Моисея, повторение для нового поколения израильтян событий и законов, о которых уже было сказано в книгах Исход, Левит и Числа. Моисей обращается к своему народу, как отец обращается к детям, когда умирает: печально, торжественно, величественно. Прежде чем навсегда уйти из этого мира, он хочет напомнить им о том, что было в законе и что Господь говорит им.
Второзаконие отличается возвышенным проповедническим стилем, сходным с писаниями пророков VII-VI веков. Законодательная ее часть с особой настойчивостью подчеркивает необходимость только одного культового центра. Вероятно, Моисей, убедившись в непрочности союза колен, стремился объединить их вокруг Скинии и Ковчега. Позднее, когда Ковчег был перенесен в Силом, этот город стал считаться центром культа. Пророки часто выступали против местных святилищ, особенно в Дане и Вефиле. После падения Самарии в 721 году книга, послужившая основой Второзакония, была привезена в Иерусалим и спрятана в Храме. В 622 году царь Иосия неожиданно нашел ее и сделал законом для всего Израиля (
4 Цар 22:8). Иерусалимский Храм сочли именно тем избранным местом, где только и возможно приносить жертвы.
Центральная тема - требовательная любовь Божия к ветхозаветной Церкви. Вступающим в нее предлагаютсядва пути: жизни и смерти. Людям предстоит окончательно выбрать между истинным Богом и ложными богами. Языческие соблазны изображены в книге в духе пророков, как источник всех бедствий Израиля. Его спасение - в верности Творцу и Его Завету. Завет есть усыновление Богом избранного Им народа. Верные призываются любить Его всем сердцем, и вся их жизнь должна быть проникнута Законом Господним.
Предостережения против измены Завету и идолопоклонства звучат во Второзаконии как взволнованная проповедь перед лицом близкой угрозы (отметим, что книга начала складываться в эпоху, когда в Израиле часто склонялись к языческим богам). «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло»(
Втор.30:15). Дело человека - совершить свободный выбор и принять решение. Если он будет пребывать в Завете, он обретет жизнь, если отпадет - окажется под властью смерти, духовной и телесной.
(
А.Мень, "Исагогика. Введение в Ветхий завет")
Книга "Второзаконие" хранилась в ковчеге завета и каждые семь лет (в "юбилейный год") прочитывалась перед всем народом.Ветхозаветная Церковь во Второзаконии прообразует новозаветную, поэтому в Новом Завете Второзаконие цитируется чаще, чем другие книги Писания (около 83 раз!). Некоторые параллели с Новым Заветом:
- "Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, что бы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь…" (Втор.7:6-8).
- "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин 15,16)
- "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом." (1 Кор 1:26-29)
Мессианское пророчество: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (
Втор 18:15-19), здесь под Пророком понимается Сын Божий, который возвестил людям всю полноту истины и волю Отца Небесного. Христос уподобляется Моисею, как посредник между Богом и людьми и Законодатель теперь уже Нового Завета; Моисей избавил народ Израильский от рабства египетского, Христос избавляет людей от рабства греха.
Поэтичная Песнь Моисея (подобные слова позднее возглашали и другие пророки, упрекая Израиль в отпадении от Бога):
"Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?" (
Втор.32:1-6)
Перед смертью Моисей произносит традиционное для древних патриархов благословение народа: "Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?", и благословение колен, особо выделив роль колена Иудина, из которого произойдет царь Давид и сам Христос: "услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его".
***
Наверное, самые знаменитые слова из Второзакония: "Слушай, Израиль" - Шма, Израэль":
"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и
вставая..." (
Втор.6:5-7)
В финале
прекрасного фильма "Моисей. Вождь-освободитель" / "Moses'' (1995) "Шема Израэль" звучит в великолепной, пробирающей до мурашек музыке итальянского композитора и католического епископа Марко Фризина:
youtu.be/JMCx4-eT84g Click to view
Sh'ma Yisrael Adonai Eloheinu Adonai Eḥad - "Слушай, Израиль: Господь - Бог наш, Господь - один!" - первые слова литургического иудейского текста
"Шма". После провозглашения Шма следует (шёпотом и прикрывая руками глаза) произнести слова: «Благословенно славное имя царства Его во веки веков», - провозглашающие окончательное торжество справедливости на земле. Эти слова часто звучали во время службы в Иерусалимском храме.
Шма занимает в еврейской духовной жизни центральное место. Эту молитву произносят дважды в день, во время утренней (шахарит) и вечерней (маарив) молитв. Это первая молитва (тфила), которую произносит ребёнок, и последние слова, которые произносит умирающий. В течение многих веков эти слова были девизом еврейских мучеников. (
вики)
От себя добавлю: ветхозаветная формула «Благословенно славное имя царства Его во веки веков»перефразируется христианами
в начале литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа».
Другие интересные версии:
на итальянском в интересной оркестровке под руководством бодрых францисканцев,
на иврите под гитару и с хором (я так понимаю, эта песня-молитва популярна в католическом мире; наверное, этот факт современных иудеев скорее печалит, чем радует),
на иврите с пацифистским видеорядом об утопической дружбе народов Израиля и Палестины.
***
Смерть Моисея на горе Нево
"И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну иравнину долины Иерихона, город Пальм (Пальмиру), до Сигора.
И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.
И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против
Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня." (
Втор.34:1-6)
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Моисей на горе Нево
Frederic Edwin Church. Моисей смотрит на землю обетованную
Очень эффектно показана сцена с Моисеем на горе Нево в вышеупомянутом фильме.
А вот что можно увидеть с этой горы в наши дни:
(
ketosha.livejournal.com/530240.html)
(
discoveric.ru/statyi/all/ekskursii/iordaniya-puteshestvie-vo-vremeni-3000)
(
klub-knp.ru/memorial-moiseja-v-iordanii/)
(Тут еще много фотографий:
www.smileplanet.ru/iordaniya/gora-nebo-nevo/photo/)
Гора Нево́ или Небо́ (ивр. Har Nevo; араб. Jabal Nibu - гора Моисея) - гора высотой 817 м над уровнем моря на западе Иордании, к востоку от северной оконечности Мёртвого моря, на восточном берегу Иордана, в 7 км от города Мадаба (в библейские времена - моавитянский город Медева).
Вид на Мертвое море:
(
www.ejwiki.org/wiki/Гора_Нево)
Вид в сторону Иерихона:
(
trezvenie.org/bible_study/слайды/geo/Нево%20гора.html)
На вершине горы сохранились
древние мозаичные панно, остатки первой церкви, построенной в конце IV века с целью отметить место предполагаемой кончины Моисея, и остатки византийского монастыря IV-VI веков. Все это находится под попечением ордена францисканцев. Статья о церкви:
ikons-allart.do.am/publ/istorija_khristianskogo_iskusstva/vizantijskij_period/cerkov_na_gore_nevo/33-1-0-94 Внутри:
(
discoveric.ru/mesta/iordaniya/amman/memorial-moiseja)
Снаружи:
(
trezvenie.org/bible_study/слайды/geo/Нево%20гора.html)
Фото, разрывающее все шаблоны :)
(
www.ejwiki.org/wiki/Гора_Нево)
(
set-travel.com/asia/item/3027-gora-nebo-i-memorial-moiseya-v-madaba)
«Мемориал Моисея» («The Memorial of Moses») на вершине горы Нево, - наиболее посещаемое паломниками место в Иордании находится неподалеку от Царского пути, маршрута, пролегающего с севера на юг через всю Иорданию. Пророка Моисея почитает и арабское население, называя его «Муса», на горе Нево люди любят проводить свои семейные праздники.
Оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14). (
Статья о горе Нево)
(
klub-knp.ru/memorial-moiseja-v-iordanii/)
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/595331.html. Please comment there using
OpenID.