Продолжаю прогулку по анталийскому музею миниатюр Minicity и воссозданному в нем легендарному городу на Босфоре.
Начало тут:
Antalya: Minicity, ч.2. Стамбул в миниатюре. Берега Босфора Другие посты про Минисити:
Antalya: Minicity, ч.1(1). Ожившие древности - реконструкции древних памятников на побережье от Аланьи до Эфеса и во Внутренней Анатолии, а также общие сведения о музее Minicity.
Antalya: Minicity, ч.1(2). Ожившие древности - от Эфеса до Аспендоса по побережью
Сегодня мы оказываемся в самом сердце Стамбула, где все еще можно ощутить дыхание Константинополя, то тут, то там проступающего сквозь памятники Османской империи.
Фотографии в альбоме «
Minicity-2. Edirne-İstanbul»
Meladan на Яндекс.Фотках
2. Прогулку по исторической, европейской части Стамбула начинаем с очаровательного здания вокзала Сиркеджи в Эминёню - конечного пункта следования знаменитого
Восточного Экспресса, курсировавшего между Парижем и Стамбулом с 1883 года (почитать о нем можно
тут).
3. Строительство железной дороги в сердце Стамбула началось в 1870 году, а здание вокзала Сиркеджи - в 1888 году. Прусский архитектор Август Ясмунд стремился создать воплощение встречи Востока и Запада, и в его здании византийская кладка сочетается с исламскими арками окон, а витражи с сельджукским порталом и башнями по бокам.
4. Вот как выглядит вокзал Сиркеджи в действительности (здесь и далее - фотографии оригинальных зданий взяты из интернета, фотографии макетов в Минисити - мои).
5. Старое фото.
Ссылки:
ru.wikipedia.org
http://stambul4you.ru/2009/10/around-stambul-eminonu-sirkeci-gari/ 6. Рядом со знаменитым храмом святой Софии на площади Султанахмет располагается здание хамама Хасеки Хюррем Султан, или Бани Роксоланы, построенное в 1556 году архитектором всея Османской империи Мимаром Синаном по заказу любимой жены Сулеймана Великолепного.
7. Это здание, вытянувшееся вдоль площади на 75 м, стало первым в городе сдвоенным хамамом, с отдельными входами для мужчин и женщин (т.е., как я понимаю, до этого м и ж мылись вместе и дружно в разных зданиях :) Помыться со вкусом и шиком в исторических банях можно и сейчас, или хотя бы посмотреть интерьеры на сайте бань:
ayasofyahamami.com/ru/ayasofya-imaj-1.html. Почитать еще об истории здания можно тут:
stambul4you.ru/2009/11/around-stambul-eminonu-haseki-hurrem-sultan-hamam/
8. Вид на площадь Султанахмет со старой фотографии или открытки, снятый, видимо, с галереи или крыши св.Софии: прямо по курсу одноименная мечеть, а слева как раз ХХХ, он же Хасеки Хюррем Хамам :))) Кстати, здание с куполами наискосок от бань, прямо перед мечетью Султана Ахмета - наш следующий объект, мавзолей этого самого султана.
9. Тюрбе (мавзолей) султана Ахмеда I (1590-1617) был построен учеником Синана, архитектором Мехмет Ага, автором Голубой мечети. В мавзолее покоятся Ахмет, его любимая жена Кёсем и его дети, трое из которых стали впоследствии султанами: Осман II и сыновья Кёсем Мурад IV и Ибрагим I.
10.
Султан Ахмет I не был особо успешен на поприще главы империи. В неполные 14 лет он оказался на троне (став 14-ым по счету султаном Османской империи), просидел на нем 14 лет и умер, не дожив до 28. С числами ему, можно сказать, везло - а вот с войной и политикой не очень: коррупция в стране и восстание в Анатолии, проигрышные войны с Ираном и Австрией.
От расстройства Ахмет решил построить мечеть, а заодно и превзойти своих предшественников хотя бы в архитектурном творчестве. Правда, другие султаны за строительство мечетей платили за счет военной добычи, но так как Ахмет не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. В итоге получился знаменитый на весь мир шедевр, к тому же с шестью минаретами вместо обычных четырех или двух, но любоваться своим главным достижением Ахмету привелось всего год, а потом он умер от тифа. Тюрбе (мавзолей), где он упокоился, входит в религиозный комплекс (кюллийе) этой мечети.
11. После смерти 27-летнего Ахмета на политической сцене появилась его любимая жена и одна из самых значительных женских фигур в Османской империи, Кёсем султан (она же Махпейкер). В течение последующих 34 лет она успела стать валиде-султан (матерью правящего султана) при двух своих сыновьях и внуке и вдовль наинтриговаться, так что в 62 года умерла не своей смертью, пережив обоих сыновей. А конец пути у всех оказался один - мавзолей на площади Султанахмет в вечном городе на Босфоре.
На фото вид на площадь в обратном направлении, от Голубой мечети в сторону святой Софии. Слева мавзолей, хранящий память об одной знаменитой жене/правительнице/заложнице обстоятельств/интриганке (нужное подчеркнуть), справа спа-центр бани, построенные для другой.
Ссылки:
stambul4you.ru/2012/05/around-stambul-eminonu-birinci-ahmet-turbe
ru.wikipedia.org/wiki/Голубая мечетьru.wikipedia.org/wiki/Кёсем_Султан
12. За мавзолеем Ахмета I находится фонтан имени его тезки, Ахмета III. Он был построен в 1728 году в стиле "османского рококо", в эпоху тюльпанов - Lale devri (о ней я уже писала:
вот здесь и
вот тут) и сочетает европейский и османский архитектурные стили.
13. Вот он, какой красивый, в натуральную величину:
14. "Фонтан Ахмета Третьего" (III. Ahmet Çeşmesi), как называют его турки, был построен на большой площади перед Имперскими воротами дворца Топкапы на месте византийского фонтана Перайтон, и в османские времена был, как и другие городские фонтаны-чешме, центром общественной жизни города.
Ссылки:
ru.wikipedia.org/wiki/Фонтан_Ахмеда_III
А здесь об османских фонтанах Стамбула, их видах и значении - целая поэма:
stambul4you.ru/2010/09/around-stambul-fountain-cesme-sebil-sadirvan 15. С другой стороны от мавзолея султана Ахмета I расположен еще один изящный фонтан - Немецкий (Alman Çeşmesi). Я не сфотографировала его макет вблизи, поэтому показываю вид с мавзолеем на первом плане.
16. Этот фонтан был создан в Германии в виде беседки в неовизантийском стиле и в 1901 году привезен по частям в Стамбул и собран уже на месте, и представляет собой в подарок от нашего столика вашему столику от кайзера Германской империи Вильегльма II - султану Османской империи Абдул-Хамиду II. Взамен кайзер получил разрешение на строительство стратегической железной дороги Стамбул-Багдад.
17. Традиционно, прилагаю старинный вид:
18. За Немецким фонтаном начинается At Meydanı - дословно "Лошадиная площадь", то есть, византийский Ипподром. Гонки колесниц были любимым развлечением римлян, эллинов и их наследников - византийцев. Построенный в 203 году Септимием Севером и расширенный в 330 году Константином (до размеров около 500*130 м), Ипподром в Константинополе был центром спортивно-развлекательной и общественной жизни: кроме гонок колесниц и гладиаторских боев, здесь проводились музыкальные и театральные выступления и торжественные церемонии, а противостояние болельщиков двух команд - "синих" и "зеленых" - часто переходило из спортивной плоскости в политическую.
Османы византийские увлечения не переняли, но площадь Ипподрома сохранили. Посередине подковообразной беговой дорожки у византийцев была стена, украшенная трофеями и памятниками, три из которых сохранились на своем месте. Один из них - 32-метровая колонна Константина, или Ажурная колонна - Örme sütun, построенная из каменных блоков в IV-V вв. и покрытая бронзовыми пластинами в X в. при Константине Багрянородном. Пластины стащили крестносцы в 1204 году (они же сперли и квадригу, украшавшую некогда Ипподром, а ныне - Венецию :)
19. Поинтереснее и подревнее - колонна-монолит, известная как Египетский обелиск (по-турецки Dikilitaş, Резной камень): ее вырезали из асуанского гранита древние египтяне аж в 1460 г. до н.э... Фараон Тутмос воздвиг ее перед Карнакским храмовым комплексом в Луксоре в память о военной победе над месопотамским государством Митанни. Но века спустя византийский император Феодосий решил, что колонна будет гораздо лучше смотреться у него на Ипподроме, и перевез ее в Константинополь, по дороге случайно раскокав на две части. В итоге вместо изначальных 37 м над площадью возвышаются только 18м, стоящие на пьедестале с византийскими рельефами и надписями, утверждающими, что Феодосий молодец, и победил даже египетскую колонну. Молодец, и правда. Эту бы энергию... (Кстати, интересно, куда делась вторая половина колонны?)
20. Совсем теряющаяся на фоне исполинских колонн и колоссов 5-метровая бронзовая Змеиная колонна тоже имеет непростую историю: она была создана из трофейного персидского оружия как памятник победы греков над персами в 479 году до н.э. и была частью жертвенного треножника в святилище Аполлона в Дельфах. Колонна состояла из переплетающихся тел трех змей, на головах которых распологался золотой треножник, украденный во время разграбления храма фокейцами еще в 345 году до н.э. В 324 году Константин I привез ее в свою новую столицу наряду с другими историческими реликвиями Римской империи. Змеиных голов памятник лишился сравниртельно "недавно" - в 1700 году, стараниями неизвестного вандала (одну из голов можно увидеть в Археологическом музее Стамбула - кстати, еще одно must go!).
21. А теперь несколько фотографий оригинальных памятников и их исторических изображений.
22. На этом старом фото древние колонны здорово сочетаются с минаретами.
23.
24.
25. И совершенно прекрасный рисунок Константинополя, каким он был когда-то. Змеиная колонна еще при змеях, заметьте ;)
Ссылки:
stambul4you.ru/2009/10/around-stambul-eminonu-at-meydani/
ru.wikipedia.org/wiki/Султанахмет_(площадь) 26. Продолжаем византийские грезы. Церковь святой Ирины - Aya İrini, одна из самых ранних церквей Константинополя, построенная в IV веке на месте храма Афродиты. До создания храма святой Софии эта церковь была главным храмом города и резиденцией патриарха, а в 381 году стала местом проведения
Второго Вселенского Собора, утвердившего окончательный вариант
православного Символа Веры.
27. Что интересно, эта церковь посвящена не святой Ирине, как можно было бы подумать, а Миру Божиему ("Ирина" по-гречески "мир", в смысле "peace"), также как собор святой Софии - это храм Премудрости Божией. Мир, Премудрость и Сила Божия (Hagia İrene, Hagia Sophia, Hagia Dynamis) - до этого я не встречалась с этими понятиями в таком сочетании, и кроме Софии, не знала, что существуют храмы, им посвященные. Оказывается, в Византии был такой обычай, в частности, Храм Святой Силы - Агия Динамис обнаружился в Афинах (упоминается
в этой статье, например - кстати, интересный блог про Грецию по ссылке).
О том, что подразумевается в православном богословии под понятием "Мир Божий" - Агиа Ирене - одробно описано
тут. Ирония судьбы в том, что после захвата Константинополя османами церковь, посвященная Миру, оказалась во внутреннем дворе султанского дворца Топкапы, и служила то оружейным складом, то музеем оружия.
В настоящее время церковь св. Ирины, к сожалению, закрыта для посещения, хотя входит в
комплекс музея Храма св. Софии (пишут, что помещение возможно только в составе групп по предварительной договоренности). Тем не менее, в ее здании с великолепной акустикой проводятся концерты и выставки, так что попасть внутрь все-таки возможно. Кто-нибудь ходил?
Ссылки:
stambul4you.ru/2009/11/around-stambul-eminonu-aya-irini-kilisesi/ru.wikipedia.org/wiki/Церковь Святой Ирины 28. На этой картинке, найденной в Интернете, изображены оба знаменитых храма - святая София на переднем плане, и святая Ирина за ней. Ничего не настораживает? Ах, ну да, это же мечтательный взгляд бизантофила в прошлое, когда трава была зеленее, небо синее, за Ириной еще не было Топкапы, Софию не окружали минареты, и на куполах блестели на солнце кресты.
Самое время вспомнить и о смысле названия легендарного храма, раскрывающего его значение для православного мира и истории христианской храмовой архитектуры и Церкви:
"С храмом Святой Софии связано формирование на христианском Востоке представления о храме как о месте особого присутствия Божия, как о «доме Божием». Храм Святой Софии был посвящен Христу, и освящение его было совершено 24 декабря, в канун Рождества Христова. В христианской традиции София-Премудрость Божия, о которой речь идет в Притчах Соломоновых и в книге Премудрости Соломона, издревле отождествлялась с Христом.
Особое внимание византийцев привлекали слова: "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное" (Притч. 9:1-5).
Эти слова воспринимались как символическое описание Евхаристии и одновременно как описание храма, в котором совершается евхаристическое богослужение. Храм Святой Софии мыслился как дом, построенный Самой воплощенной Премудростью Божией, где Сам Христос приглашает верующих в Него вкушать от Своих Тела и Крови." (из книги Иллариона Алфеева "Православие",
глава об истории храмовой архитектуры и символическом значении храма)
О понятии Премудрость Божия - София также можно почитать тут:
ru.wikipedia.org/wiki/София,
slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/София,%20Премудрость%20Божия/ 29. Хотя в анталийском Минисити не нашлось Голубой мечети и дворца Топкапы, макет главной стамбульской знаменитости - Айя София - занимает почетное место, окруженный цветами.
30. Ничего писать о Софии не буду, все уже и так понаписано и описано...
www.ayasofyamuzesi.gov.tr/index1.html
stambul4you.ru/2009/10/around-stambul-eminonu-aya-sofya/ru.wikipedia.org/wiki/Собор Святой Софии в Константинополе
31. Внешне легендарный храм мне никогда не импонировал (в отличие от того, что там внутри!), даже если представить его без минаретов и массивных контрфорсов, пристроенных в XVI веке Синаном, чтобы защитить древнее здание от разрушения. Зато, оказавшись перед макетом Софии и вдруг взглянув на нее сверху вниз, я любуюсь сочетанием деталей, полукуполов, арок и скатов крыш, и начинаю слышать эту музыку в камне...
32. Фотографий храма в современном виде тоже приводить не буду, вы и так наверняка с закрытыми глазами можете его себе представить :) Но от старинного фото не удержусь.
33. Продолжаем прогулку по старинной улочке Соукчешме (Soğukçeşme Sokağı - "Улица холодного источника (фонтана)"), протянувшейся между дворцом Топкапы (с церковью св.Ирины во вдоре) и храмом св.Софии, и ведущей к окружающему султанский дворец парку Гюльхане. В самом начале улицы расположена византийская цистерна, в которой сейчас разместился
атмосферный ресторан. Османский фонтан - чешме в ее стене и дал название улицы.
34. 12 традиционных османских особняков XVIII-XIX веков теснятся вдоль крепостной стены дворца Топкапы, из-за которой выглядывает купол церкви св. Ирины.
35. Обитатели этих домов являлись преимущественно служителями Айя Софии (тогда еще мечети) и дворца Топкапы. С переносом резиденции султанов в Долмабахче их место заняли представители стамбульского среднего класса.
36. Вплоть до 1950-х годов улица Соукчешме несколько раз восстанавливалась после пожаров - беды деревянной застройки старого Стамбула, но сохраняла свой оригинальный вид, очаровывавший иностранцев и художников аутентичной анатолийской архитектурой и атмосферой. В середине XX века, с неконтролируемым приростом населения и отсутствием градостроительной политики, она, как и весь город, до неузнаваемости изменилась - особняки были покинуты прежними заботливыми хозяевами, многие из них оказались на грани разрушения или даже снесены, уступив место наспех налепленным безликим бетонным коробкам.
37. В 1985-1986 годах наконец-то взялись за возрождение этой улочки, для чего пришлось полностью снести и появившиеся на ней современные постройки, и остовы старых особняков, и отстроить всю улицу заново.
38. Вдоль стены выросли, как и прежде, разноцветные двух- и трехэтажные особняки - "конак" в османском стиле. Правда, здания были построены уже по современным технологиям, из кирпича и бетонного каркаса, но обшиты деревом - так что, наверное, выглядят они почти также, как раньше. Внешний вид и расцветка воссоздавались по описаниям "интуристов" XIX века.
39. Сейчас в особнячках пешеходной улицы Соукчешме, получивших после реставрации название Ayasofya Konakları, размещается бутик-отель
Konuk Evi ("Гостевой дом"), а также, что интересно -
Библиотека Стамбула, как я поняла, полностью посвященная книгам о легендарном городе, начиная от истории Стамбула с древнейших времен, и заканчивая мемуарами, исторчиескими документами и туристическими путеводителями.
40. Ссылки (на русском что-то я сходу не нашла информативных описаний, только фотоотчеты)
en.wikipedia.org/wiki/Soğukçeşme_Sokağı
tr.wikipedia.org/wiki/Soğukçeşme_Sokağı
www.ayasofyakonaklari.com/en/history_sogukcesme.jsp
41. Переносимся на северный берег Золотого Рога, и оказываемся на улице Истикляль, "стамбульском Арбате" - но речь пойдет только об одном примечательном здании на этой улице. Внезапно в византийско-турецком городе перед нами вырастает католический собор св.Антония Падуанского.
42. Дело в том, что еще в византийские времена район Галата, предместье Константинополя по другую сторону бухты Золотой Рог, стал генуэзской колонией, и оставался на особом положении и в османский период, в награду за то, что признал власть Мехмета Завоевателя без сопротивления (и правильно, какая генуэзским купцам разница, на чьих землях профит получать? :) Здесь всегда проживало много европейцев, размещались банки и иностранные посольства. И, разумеется, храмы.
43. Первая католическая церковь, посвященная святому Франциску, появилась в Галате в 1230 году, но после разрушительного пожара 1696 году султан Мустафа II превращает ее в мечеть (вероятно, взамен разрушенной при пожаре). В 1724 году итальянская община построила новую церковь, освященную в честь другого знаменитого францисканца, святого Антония Падуанского, но ей тоже не очень везет - в 1904 году ее сносят при прокладке трамвайной линии. Новое здание храма в венецианском готическом стиле было возведено итальянским архитектором Монджери в 1906-1912 годы.
44. С улицы Истикляль к церкви можно попасть через ворота между зданиями, построенными как жилые доходные дома для финансирования строительства и содержания храма.
45. Базилика св. Антония является крупнейшей католической церковью в Стамбуле. Службы проходят на итальянском, польском, английском и турецком языках. Расписание можно посмотреть на сайте храма:
sentantuan.com
46. Насколько я помню, церковь плотно окружена другими зданиями, и кроме фасада, осмотреть ее целиком со всех сторон можно, наверное, только на макете
47. Обожаю готику и неоготику! И вообще, по-моему, это невероятно прекрасно, когда в одном городе удается совместить прекрасные творения и традиции самых разных культур и цивилизаций. В этом город на Босфоре непревзойден.
48.
49. В 1932 году в церкви св. Антония произнес свою первую проповедь Анджело Джузеппе Ронкалли, будущий римский папа Иоанн XXIII. В течение 10 лет в должности папского нунция в Турции он служил в этом храме, в память о чем перед фасадом храма установлена статуя Иоанна XXIII с надписью "Другу турецкого народа".
50. Напоследок, единственное старое фото церкви, что мне удалось найти - и то, еще со времени строительства храма.
Ссылки:
ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Святого_Антония_Падуанского_(Стамбул)
stambul4you.ru/2009/11/around-stambul-beyoglu-sent-antuan-kilise/
idemnavostok.ru/cerkov_svyatogo_antoniya/ 51. Возвращаемся в границы византийского города. В анталийском музее Minicity монастырь Христа Пантократора (Господа Вседержителя) находится по соседству с церковью св. Антония, но в реальности их разделяет Золотой Рог и приличное расстояние.
52. Самый большой сохранившийся памятник византийского наследия после собора св. Софии, монастырь Пантократора был возведен выдающимся архитектором Никифоросом в 1118-1143 гг. по указанию императрицы Ирины Комниной и императора Иоанна II. Пятикупольная церковь объединила три изначально отдельно стоящих храма: церковь Христа Вседержителя, церковь Богоматери Элеуссе (Милостивой) и часовню Архангела Михаила. Монастырь служил мавзолеем для нескольких поколений императоров.
53. После османского завоевания храм преобразовали в мечеть, а монастырские помещения в медресе, где проповедовал мулла Зейрек Мехмет Эфенди, именем которого впоследствии назвали и мечеть (Zeyrek Cami) и окружающий квартал.
54. В настоящее время мечеть Зейрек действуют только в южном крыле здания. Некогда великолепный и богатый монастырь в одном из самых "престижных" районов Константинополя в турецкий период своей жизни должного внимания не получил, здание пережило несколько пожаров и землетрясений, и без ремонта пришло в такой упадок, что было включено ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия, которым грозит уничтожение.
55. В настоящее время храм находится на реставрации (пишут, что довольно вялотекущей, и ведущейся на частные пожертвования).
56. И, по традиции, старое фото.
57. Ссылки:
ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь Пантократора
stambul4you.ru/2009/11/around-stambul-fatih-molla-zeyrek-camii/Здесь подробнее об истории монастыря в византийский период, а также о том, как его найти в лабиринте стамбульских улиц:
altistanbul.narod.ru/pantokr.htm
58. Последний из макетов стамбульских достопримечательностей в Minicity и в этом посте - это церковь монастыря Спасителя в Полях (известной под греческим названием - "Хора", что и значит "в полях / за городскими стенами"), в османское время побывавшей мечетью Карийе, а с 1948 года после реставрационных работ преобразованная в музей Карийе, знаменитый прекрасными византийскими фресками и мозаиками.
59. Название "Хора" происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Мозаики и фрески, созданные в этот период - непревзойдённое художественное достижение
Палеологовского возрождения.
60. Старое фото...
61. И старый рисунок, вероятно, сделанный раньше фото, если у минарета отсутствует башенка?
62. И византийский привет на прощание!
63. На самом деле, главное в церкви Хора - это фрески и мозаики, при взгляде на которые, даже на фотографиях, просто перехватывает дыхание... И которые я давно уже мечтаю увидеть своими глазами.
Фото взято отсюда:
kasjundra.livejournal.com/354586.html, там же хороший рассказ об истории храма и много фотографий мозаик и росписей.
Еще ссылки:
ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Хораidemnavostok.ru/muzej_karie/ В следующий свой визит в Стамбул надеюсь посетить большую часть показанных в этом посте мест.
Стамбульская часть Минисити подошла к концу, но у меня осталось фотографий еще как минимум на два тематических поста, посвященных другим регионам Турции. Посему, I'll be back! Оставайтесь с нами :)
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/453230.html. Please comment there using
OpenID.