Образ свободы вне мировоззрений и мистики?

Jan 18, 2012 11:41

Еще из френдленты - про Шерлока. Скажу про себя сразу: я не читала Конан Дойля, я не смотрела советский фильм, я не смотрела идущий сейчас сериал. Шерлок Гая Риччи не в счет, потому что к истории и даже образу отношения почти не имеет, так ведь?

Единственное, что у меня ассоциируется с Шерлоком Холмсом, кроме трубки-кепки, "элементарно, Ватсон!" и собаки Баскервиллей - это песня Лоры Бочаровой:

Старый плющ, покров тумана, 
Тихий омут, водный глянец,
Ход семейных неурядиц,
Цепи долга и обмана.

От изящных построений
Мысли цепкой и тревожной
Два шага неосторожных
До состава преступленья.

Ход часов не изменить рабам железных стрелок.
Нить, спасительную нить ты держишь в пальцах, Шерлок!

Компаньон твой еле дышит:
Как делить с тобою крышу?
Ты без сна, воды и пищи
Утонул в дыму.
У тебя в мозгу устройство
Механического свойства:
Там, безжалостный и жесткий,
Есть ответ всему.

В этом городе угрюмом
Ты - хозяин положенья:
Все, от сыщика до грума,
Влюблены в твои решенья.

Шах на черно-белых клетках,
В свете лампы - четкий профиль.
Наслажденье катастрофой -
Составная интеллекта.

Кто способен отменить смертельный поединок?
Нить, погибельная нить все свяжет воедино.

Над чернильною рекою
Гонит смог холодный ветер.
Не найти тебе покоя,
Не ответив, не ответив.

Кто забьется в паутине?
Лучше гибель, чем ошибка.
…Одиноко плачет скрипка
под парами кокаина.

Миг - и время полетит, как стая диких белок.
Миг - где логика царит, где ты всесилен, Шерлок!

Любопытство - добродетель
До тех пор, пока на свете
Незаметно в спину метят,
Путая следы.
Голубая кровь у лордов,
Ярко-алая у прочих,
У таких, как ты, она
Прозрачнее воды.

Видимо, в этой песне тема вполне раскрыта (в контексте того, что процитирую ниже).
И, конечно, книгу нужно обязательно прочитать (и канонического советского Шерлока посмотреть, ага... но я и 17 мгновений не смотрела, что с меня взять - доживу, увижу).

Но сейчас мое внимание привлекли слова genrih-faust: Гомосексуалист, кокаинист и атеист как герой нашего времени по поводу ВВС-шного сериала с персонажами, от которых народ балдеет, а я могу сказать только "брррр!" - категорически не в моем вкусе. Но сейчас не об этом. Хочу взять себе на заметку сказанное о самом образе:

...Но суть-то таже - гомосексуалист, кокаинист и атеист. В детстве - первого не замечаешь, второе - интересный запретный плод, третье - да разве это проблема, был бы человек хороший. Что нам так в нём нравится?

Свет Ума, обращённый не на морализаторство и проповедь, а на искусство разгадки. В принципе - показан идеал человека искусства. Об этом, кажется, мало кто догадывается. А это ведь так и есть. Т.е. Шерлок Холмс - прежде всего - человек-художник, композитор и режиссер. Мало того, он весь этот арсенал пускает в адские пространства и высветляет их. Он высветляет человеческие ады, никого не судит, и опять уходит в кабинет, играть на скрипке. Конан Дойл создал образ некоторой беспредпосылочной свободы от догмата, от традиции, от денег и стандартных отношений, человека с уравновешенным умом и сердцем и при этом вне конфессий, вне мировоззрений, вне мистики. Мистическое отделется от остального словом ИНТУИЦИЯ. Оно не обсуждается... Но... мы же знаем, ну, я уж точно знаю, как Конан Дойл был повязан с просто оккультистами. И с более глубокими системами... Чё там в Англиях в конце 19 века творилось... В Шерлоке , может быть, европейский интеллектуал видит себя. А русские - идеал европейца.-)))

UPD
Третий пост подряд после процитированного - на ту же тему. Что стряслось-то вдруг? Вроде давно уже этот Шерлок идет себе? 
Но этот пост quod_sciam я тоже сюда утащу, потому что прекрасно, и совсем о другом, неожиданно.

Ангел с игрушечным мечом

Когда-нибудь я наберусь ума, отваги, не знаю, чего ещё - и напишу про то, как и почему по оформлении концепции детства как отдельного ценного состояния человека ссылаются в детскую вполне взрослые книги прошлых эпох... впрочем, если кто из коллег соберётся раньше, буду только рада, не такой уж я учёный. Забавно то, что костяшки домино продолжают падать, стоит уронить первую: молодеет не только читатель, но и персонажи. Символически, конечно, молодеют, переходят в другой статус.

Вот, например, Шерлок наш Холмс.
Детектив, скажем в сноске, поправив очки, вообще замечательно традиционалистский жанр: нормативный, жёстко структурированный, описывающий и моделирующий вместе, как положено продукту мифологического мышления, а главное - он весь про восстановление нормы, про обратную гармонизацию мира. Герой-расследователь в этой схеме исполняет роль царя, жреца, мудреца и судьи, некоего абсолютного взрослого, подключённого к законам мироздания напрямую. Что им движет в собственно детективе, - скука, желание применить на практике блестящий ум, ощущение рыцарского квеста или просто гонорар, - неважно, предлог может быть любым, важна ритуальная роль.

Шерлок Холмс у Дойла - как раз такой ритуальный взрослый. Более того, он такой взрослый, что не вполне человек.
Ещё одна сноска: романтизм, который к моменту создания рассказов о Шерлоке Холмсе уже минимум три раза перелицевался, перекодировался и, уценившись, был выложен на прилавок во втором литературном ряду, предлагает нам два прекрасных в своей гротескности и, следовательно, воспроизводимости, образа: творец-энтузиаст (в самом общем смысле) и творение-автомат. Творец по определению выше обычных людей, он исключителен по избранности, божественен - не преувеличение; кукла-автомат, творение совершенного разума и ремесла, так же исключительна, обманчива, лишена человеческого, бунтует против него и отрицает его... сноска в сноске, здесь мы не будем говорить о парадоксальной человечности гальванизированных Монстров и курящих Пугал, это другое.

Холмс восхитительно сочетает в себе творца и автомат. Разум его постоянно уподобляется точному инструменту, он сам - машина, совершенный агрегат, разгибающий покорёженную кочергу - лёгким движением, лёгким, не как в кино! - человеческое ему, казалось бы, чуждо. И вот в этом отчуждении от человеческого, в обладании вытесняющим человеческое талантом, он становится сакральной фигурой, его бы назвали прорицателем, если бы всему по правилам старой доброй готики не давалось рациональное объяснение. Можно сделать ещё шажок и увидеть в многоликом Холмсе, рыцаре большого города, несовместимом со злом, безусловно благородном, вернее, не воспринимающем дурное, неуязвимом для него, сосредоточенном на том, что для него значимо, хоть бы вокруг рушились стены, открытом только музыке и знанию, хватит уже перечислять, вариацию на тему воинственного ангела.
Что ж удивительного в том, что рядом с этим сверх- и не-человеческим существом все - напуганные восхищённые дети?

Это невозможно воспроизвести в мире, где никто не верит в могущество ритуального взрослого и непременное восстановление мировой гармонии. Мир последних времён строится из неправильности, из него можно и нужно бежать: в творимую реальность, в прошлое, в детство. Желание продолженного детства, так свойственное нынешнему человеку, растёт, об этом писали многие, из разрушения традиционализма, да мне кажется, не через ту трещину. Дело не в инфантилизме, не в отрицании ответственности, не в потреблении, заточенном на, that's an ill phrase, a vile phrase, кидалтов, вернее, в них, но не только.
Ребёнок нынче сильнее взрослого: защищённее, ценнее, целее, а главное - не лишён ещё тех слепых надежд, которыми сочувственный титан одарил некогда смертных как высшим даром.

И в этом жутковатом мире Шерлок Холмс - оп, и делается снова средоточием его положительного смысла, лучшим, героем.
У Гая Ричи он вдруг да оказывается гибридом, - вострепещите, генные инженеры! - Питера Пена с Карлсоном, трикстер, "не хочу быть взрослым" и "я же лучше собаки?", величайшая беда для него - то, что товарища по играм позвали со двора домой, и он больше не выйдет... быть таким упрямым, таким несносным, таким настырным и неистощимым может только ребёнок, только не-взрослый может так отчаянно биться со всем миром, отказываясь признавать его актуальную природу. Сериальный, иголками врастопырку, Шерлок, с его, свойственной талантливым детям великого массового жанра, нарушением социализации - на грани расстройства, а то и за нею, с его честной невинностью-неведением относительно устройства взрослого мира и детской же яростной готовностью пнуть правила ногой, когда они неправильны здесь и сейчас, прекрасен так же, хоть и по-другому.

Я могла бы ещё долго рассуждать о том, как оно перекраивается и мутирует, как меняется мифологема злодея, но не хочу заболтать важного.
Мы рыскаем в прошлом в поисках золотого века - и нас спасёт ребёнок, то ли пришедший оттуда, то ли восстанавливающий его здесь и сейчас... пожалуй, мне по душе такая вера.

ветром надуло, копилка чужих мыслей, литература

Previous post Next post
Up