По просьбе друга, "фанатеющего" по шутерам (офицерам катапульты) и мечтающего хоть раз помахать "фонарями", публикую статью и фоты.
В течение эксплуатации и боевого применения авианосцев возник целый пласт своеобразной военно-морской культуры и поведения, присущий только данному классу боевых кораблей. Особенно это коснулось личного состава полетных палуб. Для облегчения управления и контроля за работой моряки авиационных боевых частей одеты в шлемы и куртки разных цветов, соответствующих функциям специалистов. Из-за сильного шума, достигающего временами 135-140 дБ, используется своеобразный язык жестов и знаков, складывающийся в течение достаточно долгого времени. Некоторые сигналы, подаваемые пилотам самолетов, весьма сложны по форме. Порой они напоминают танцевальные "па".
Взлет F/A-18F Super Hornet с палубы авианосца Kitty Hawk (CV63). Паровая катапульта всего за две секунды разгоняет современный палубный самолет весом более 30 тонн до скорости 260-300 м/с. Старт гоночных автомобилей "Формулы-1" выглядит на этом фоне как неспешный выезд на прогулку.
Условия служб палубных команд тяжелы и опасны. Матросы работают в условиях сильного шума реактивных двигателей, порывистого ветра, высоких температур и осадков. Есть риск быть сброшенным в море реактивными струями с двадцатиметровой высоты или втянутым во входное сопло. За летную смену каждый матрос поднимает полторы тонны швартовых цепей, тормозных колодок и другого оборудования.
F/A-18F Super Hornet установлен на одной из четырех катапульт авианосца John C. Stennis (CVN74). Самолет крепится за челнок катапульты Т-образной стальной полосой, встроенной в переднюю стойку шасси.
Атлантический океан, 11 апреля 2004 г., борт авианосца Harry S. Truman (CVN 75). Техники самолетов (Plane Captains) готовы к очередной летной смене. "Обслугу" боевых машин легко узнать среди офицеров и матросов авиационной боевой части. Они одеты в коричневые комбинезоны и постоянно обвешаны швартовочными цепями, которыми самолеты крепятся на полетной и ангарной палубах.
Борт авианосца Ronald Regan (CVN 76), 27 апреля 2004 г. Таким способом матросы дивизиона V-2 дают команду на подъем и опускание дефлекторов газовых струй (Jet Blast Deflectors, JBD).
Личный состав полетной палубы показывает пилоту F/A-18C Hornet (авианосец John C. Stennis, CVN74) взлетный вес самолета.
Авианосец Enterprise (CVN65): бридель и стопорный задержник закреплены правильно, F/A-18C Hornet к взлету готов.
Последние секунды перед взлетом F/A-18С с палубы авианосца Enterprise (CVN65). Матрос палубной команды отбегает за безопасную линию (safe line).
Авианосец John C. Stennis (CVN74): так выглядит сигнал пилоту F/A-18F Super Hornet вывести двигатели самолета на режим полной мощности.
Такими жестами специалисты подразделения Final Checker дают "добро" на взлет самолета ДРЛО и У Е-2С Hawkeye (наименование эскадрильи - "Серые ястребы", борт авианосца John C. Stennis, CVN74).
После выполнения всех мероприятий по подготовке к запуску боевой машины офицер катапульты (Shooter, "стрелок") и экипаж обмениваются воинскими приветствиями. Shooter еще раз осматривает самолет и катапультный трек. Он обязан убедиться: самолет поставлен точно по оси катапультного трека, на нем закреплены бридель и стопорный задержник (последний установлен на определенное разрывное усилие), давление пара соответствует взлетному весу самолета, закрылки выпущены на необходимый угол, катапупьтный трек свободен, газовые дефлекторы подняты. Затем Shooter резко принимает своеобразную позу - согнув колено, выбрасывает руку в направлении взлета самолета. Пальцы (за исключением указательного и среднего) сжаты в кулак. Лицо "стрелка" направлено против ветра. Этот характерный сигнал был специально установлен на американских авианосцах для того, чтобы его нельзя было перепутать с любым другим. Оператор катапульты, который до этого момента держал руки поднятыми вверх (в целях исключения преждевременного схода самолета), нажимает кнопку "Пуск". Боевая машина, пробежав по треку катапульты всего две секунды, взлетает.
Источник:
forum.zelek.ru Ну и ещё немного фоток: