Оригинал взят у
estitov в
"Титаник ньюз" на волнах радио "Свобода. Или История одного увольненияНапомню, что прежняя команда радио "Свобода" уволена. Теперь там рулит некто Мария Гессен.
В редакции решено "отходить от новостей" и разбавлять интернет-эфир гламуром: свадьбы, похороны. Ну как в газете "Жизнь".
В моих услугах по Краснодарскому краю новая команда не нуждается. Очевидно, я недостаточно гламурен.
Новости это основа вещания. Они составляют суть информационной политики того или иного СМИ. Без новостей телеканала или радиостанции по сути не существует.
Хочешь развалить СМИ - нужно отходить от новостей.
Но это к слову. Подробно о новом радио "Свобода" пишет Анастасия Кириленко, которая уволилась оттуда только что. Под катом.
Ситуация на Радио Свобода сегодня напоминает Титаник. Американский Титаник, на всех парах идущий ко дну. Я подписала заявление об уходе после 2-й летучки с Гессен.
Широко объявлено, что радио Свобода должно делать то, чего не делают другие, за это американские налогоплательщики и платят. И если раньше это были новости, которые не проходили советскую цензуру, то теперь такой проблемы нет и РС должно стать «агентом нормальности».
Из новых идей на летучке: «освещать свадьбы и похороны на постсоветском пространстве» (одобрено), «транслировать работу редакции в прямом эфире» (подождать), «объяснять несведущим молодым людям, что такое Норд-Ост, но так чтобы не как с холокостом» (обеими руками одобрено), «отходить от новостей» (лично МГ сказано), «понятие рубрик отменяется». Сколько будет часов обещанного вещания в интернете - «не знаю».
При этом по повадкам нового персонала ясно, что им объяснили: до них на Свободе работали жуткие непрофессионалы, и новые люди пришли спасти положение. Например, старых сотрудников спрашивали: «Есть ли у вас Twitter»? Созданная в Facebook «непрофессиональными» сотрудниками группа «Радио Свобода в изгнании» жутко раздражает американское руководство.
С новыми сотрудниками - 12 человек - 16 октября были подписаны контракты. Новые сотрудники фактически заступили с начала октября. При этом само предложение о работе, по крайней мере некоторым из них, поступило гораздо раньше. Так, ЛГБТ-активистка Оля Курачева, описавшая свою должность как «личный помощник Маши и по соцсетям» (ответственная за «продвижение контента» в соцсетях) пришла на новую работу из НКО «Мемориал». «Я в Мемориале сказала, что смогу у них поработать до конца сентября, а с 1 октября уйду на «Свободу», - сообщила простодушная Курачева. Общим друзьям Курачева также говорила о предложении поработать на Свободе, поступившем еще летом.
Итак, увольнение из «Вокруг Света» якобы из-за стерхов и «совершенно спонтанное» устройство на Свободу плохо сочетаются с заблаговременным сбором команды. Когда Гессен встречалась с Путиным, она знала, что возглавит «Свободу». Скорей всего, знал и он. Как мы помним, за последний год-полтора Путин совершенно не к месту два раза в своих интервью раздраженно упоминал «Свободу». Это знак качества работы радиостанции, любому журналисту это понятно.
Господином Корном встреча Путина с Гессен была воспринята как «агреман» и Гессен молниеносно была назначена на пост директора Русской Службы Радио Свобода. Весьма общо написанную книгу Гессен о Путине президент Радио Свобода Стивен Корн привел как один из главных аргументов перед BBG (межпартийный орган Конгресса США, управляющий зарубежным вещанием) в пользу Маши Гессен.
Профессионалам книжного рынка известно, что важной частью книги Гессен является интервью с Мариной Салье - старинным критиком Путина, бывшего депутата, обвинявшего Путина в уголовных преступлениях. В момент выхода книги «Человек без лица...» литературные агенты Гессен намекали некоторым журналистам, что у автора имеются эксклюзивные документы, изобличающие Путина и полученные от Марины Салье. По словам близких Салье, никаких документов, которые у Салье хранятся отдельно, Гессен даже не копировала.
Любопытно, что в одном из интервью СМИ, отвечая на вопрос о том, почему в ее книге нет никакой новой информации, Гессен ответила, что это принципиальный момент: «Что вам добавит знание о том, что у Путина есть счета в Лихтенштейне? Я принципиально основывалась на открытых источниках». Ответ выглядел беспомощным для профессионального журналиста. Но он вполне отвечает «философии» новой команды, озвученной на летучках, о том что «сенсаций искать надо поменьше», а побольше «агрегировать существующий контент».
По поводу пресловутого хождения в регионы, которое должно стать "сильной стороной новой «Свободы». Поскольку, см. пункты выше, рекомендовано отказаться от новостей, создаваемое нечто (слово «рубрика» запрещено) должно называться «Как живет страна». Например, мы в каждом регионе спрашиваем «как у вас снимается кино» или «легко ли у вас записать ребенка в детский сад». Например, в Грозном есть кинофестиваль, а в Екатеринбурге - действительно проблемы с доступом в детский сад. Но обо всем этом Радио Свобода рассказывало и раньше.
Корреспондентская сеть у РС была в 83 регионах. Сейчас, после увольнения человека, который ее создал, Владимира Абарбанеля - многие корреспонденты в регионах работать отказываются.
Сотрудникам РС рекомендовано быть «нормальными»- т. е. не зацикливаться на политической оппозиции. «Нормальность» можно понимать по-разному. Например, как журналистскую объективность. Но похоже, единоросса Исаева наряду с Касьяновым-Немцовым в эфире в программах Михаила Соколова было недостаточно. Нормальность - это, оказывается, рассказы про детские сады.
Либо Корн почуял, что Путин на «Свободу» гневается и решил под видом «нормальности» сделать так, чтобы журналисты «не рыпались», либо, действительно, в силу посредственности, считает, что «большинству русских диктатура нравится» и пора начать рассказывать о детских садах и похоронах.
Очень важно, что новая «Свобода» должна не только агрегировать чужой контент но и каким-то образом сама поставлять контент другим СМИ. Любопытно, что ответственный за «поставки в другие СМИ» человек из команды Гессен интересовался: «что делать, если обвинят в работе на Госдеп?».
Экслюзивное видео РС и раньше копировали телеканалы, включая российские государственные! Не ленились, звонили, просили переслать исходники. Эксклюзив - дело такое, и у врага попросишь. Но руководству этого недостаточно. Программы РС должны на постоянной основе куда-то внедряться независимо от их содержания, вот так.
В других службах Свободы Стивена Корна прозвали Гитлером и Чингис-корном.
Вместо того чтобы реформировать радиостанцию (изменения к лучшему всегда нужны), менеджмент просто утопил ее. И при этом «совершенно не ожидал» возникшего скандала.
Здесь сыграли роль и личные качества президента Радио Свобода Стивена Корна. Карьера Корна на радио началась с того, что он вызвал к себе Хомеро Виллереала, директора по персоналу, и тот, пробыв у него 5 минут, вышел и уволился. В Москве были уволены все, кто задавал Корну вопросы на собраниях сотрудников. Больше всего Корну не понравился вопрос: «Как бы вы описали один день работы Радио Свобода в новых условиях?» Описать он не смог и дал понять, что такие мелочи - не его стратегическое дело. Автор вопроса был позже уволен.
Неудивительна оговорка Гессен на летучке: «Мы должны придумать, чем заняться на ближайшие шесть месяцев. Потом все поменяем». При этом почти все новые сотрудники сами признаются: «Умеем только писать тексты». Правда, для них будут тренинги. Научиться снимать смартфоном дрожащей рукой легко, вот только что снимать? Что писать в Твитер? То, что есть в голове? Например, для новой команды москвичей - регионы - это то же самое, что Марс.