Сегодня разговаривал с человеком, совершенно не причастным к философским или методологическим предрассудкам. И мне удалось ему просто и ясно, так что он понял, объяснить отношение между феноменом и идеальным, объяснить, что такое прафеномен.
Попытаюсь кратко воспроизвести.
(
дальше... )
Comments 71
Reply
Reply
Но про приведенные примеры - ведь, как заметил Кактус, не всегда мыслилась эта инерция. Аристотель считал, что тело без внешнего воздействия должно сразу остановиться. И как здесь прийти к правильному восприятию этого идеального-в-мире?
Reply
2)Аристотель считал, что тело без внешнего воздействия должно сразу остановиться, но внешнее действие прекращается постепенно, поэтому тело постепенно останавливается. И это знание о некотором классе феноменов движения, мы это обычно и наблюдаем, но это не прафеномен, а сложное сочетание разных факторов.
Reply
Как раз вопрос о том, как возможно знание прафеноменов.
Вот Вы пишите, что идеальный смысл движения - продолжаться неограниченно. А почему?
Reply
Если я правильно понял, у Вас вопрос об исследовании - как придти к этому знанию? Но прежде чем ставить этот вопрос, надо понять к какому знанию мы хотим придти, что такое знание прафеномена.
Я обсуждаю второй вопрос.
"Вот Вы пишите, что идеальный смысл движения - продолжаться неограниченно. А почему?"
Потому, что мы знаем закон инерции движения.
Reply
Reply
Я думаю, что более удачен пример с формой кристаллов соли.
Reply
Согласен. И здесь различие между нами - терминологическое: я предпочел бы сказать не "идеальное", а "мыслимое".
НО! Мое утверждение состоит в том, что МЫСЛИМОЕ ФЕНОМЕНАЛЬНО. Т.е. что феномены мышления находятся в одном ряду с чувственно воспринимаемым, и, между прочим, это естественно принять как раз потому, что мыслимое - не только в нашей голове.
=А вот всякие там электромагнитные волны, атомы и т.п. - они не видимы, не феноменальны и не идеальны=
Да, их я называю теоретическими объектами. Существует, однако, некая наша практика, в которой мы имеем дело с этими объектами - это концептуализация.
Наконец, в мышлении мы имеем дело с мыслями об этих объектах.
Reply
"Все другое в нашем образе мира носит именно такой характер, что оно должно быть дано, если мы хотим его пережить; только при понятиях и идеях наступает еще и обратное: мы должны их произвести, если хотим их пережить"
Reply
Я полагаю, она неверна. Не то чтобы у нас вообще не было никакой свободы мысли, но понятие это нуждается в переосмыслении.
Поэтому утверждение, что мы производим понятия и идеи, является спорным. Как минимум, дело обстоит тут по-разному в случае понятий и в случае идей.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я согласен, что в определенном смысле можно говорить о "праидеальном", например, в отношении предельных категорий мышления, или в отношении аксиом геометрии.
Reply
Leave a comment