просто о прафеномене

Jan 16, 2010 03:53

Сегодня разговаривал с человеком, совершенно не причастным к философским или методологическим  предрассудкам. И мне удалось ему просто и ясно, так что он понял, объяснить отношение между феноменом и идеальным, объяснить, что такое прафеномен.
Попытаюсь кратко воспроизвести.
дальше... )

Leave a comment

Comments 71

cvetok_paevok January 16 2010, 02:07:37 UTC
Я очень с трудом, но понимаю о чем вы пишете.

Reply

meixon January 16 2010, 10:55:26 UTC
Видимо, у вас тоже нет предрассудков, но изложенная точка зрения очень непривычна.

Reply


antonk83 January 16 2010, 03:26:57 UTC
Хорошо, пусть идеальное существует не только в голове.

Но про приведенные примеры - ведь, как заметил Кактус, не всегда мыслилась эта инерция. Аристотель считал, что тело без внешнего воздействия должно сразу остановиться. И как здесь прийти к правильному восприятию этого идеального-в-мире?

Reply

meixon January 16 2010, 11:16:33 UTC
1)В вашем вопросе "И как здесь прийти к правильному восприятию этого идеального-в-мире?" предполагается некая метафизика устройства мира, я же говорил только о знании, при этом, о знании определенного типа - другого, чем такое знание, как, например, знание о том, что тепло есть некоторая жидкость - теплород, или о том, что тепло есть хаотическое движение атомов.
2)Аристотель считал, что тело без внешнего воздействия должно сразу остановиться, но внешнее действие прекращается постепенно, поэтому тело постепенно останавливается. И это знание о некотором классе феноменов движения, мы это обычно и наблюдаем, но это не прафеномен, а сложное сочетание разных факторов.

Reply

antonk83 January 16 2010, 16:14:38 UTC
Да нет, вроде бы старался метафизику не вводить.
Как раз вопрос о том, как возможно знание прафеноменов.

Вот Вы пишите, что идеальный смысл движения - продолжаться неограниченно. А почему?

Reply

meixon January 16 2010, 16:37:54 UTC
Тут очень важно рассуждать методически.
Если я правильно понял, у Вас вопрос об исследовании - как придти к этому знанию? Но прежде чем ставить этот вопрос, надо понять к какому знанию мы хотим придти, что такое знание прафеномена.
Я обсуждаю второй вопрос.
"Вот Вы пишите, что идеальный смысл движения - продолжаться неограниченно. А почему?"
Потому, что мы знаем закон инерции движения.

Reply


polo79 January 16 2010, 03:47:07 UTC
Мне кажется, зря вы в это объяснение движение приплели. Достаточно и проще поставить куб перед человеком и спросить, что он видит.

Reply

meixon January 16 2010, 11:39:30 UTC
С моей точки зрения, для большинства вопрос по поводу куба более запутан. Большинство считает, что видят они какое-то тело, абстрагируясь от его неровностей, можно говорить о кубе. Но куб для них - это абстрактная идея в голове, а реальное тело - не куб. Галилей это прекрасно разбирает в "Беседах...", на примере материального круга. Симпличио, как последователь искаженного Аристотеля, утверждает, что материального круга не может быть, а Сальвиати (Галилей) доказывает обратное, и главное здесь в том, что если прав Симпличио, у нас не может быть знания о мире.
Я думаю, что более удачен пример с формой кристаллов соли.

Reply


alexeigrekov January 16 2010, 06:50:42 UTC
=Самое важное здесь - отказаться от предрассудка, что идеальное существует только в нашей голове.=

Согласен. И здесь различие между нами - терминологическое: я предпочел бы сказать не "идеальное", а "мыслимое".
НО! Мое утверждение состоит в том, что МЫСЛИМОЕ ФЕНОМЕНАЛЬНО. Т.е. что феномены мышления находятся в одном ряду с чувственно воспринимаемым, и, между прочим, это естественно принять как раз потому, что мыслимое - не только в нашей голове.

=А вот всякие там электромагнитные волны, атомы и т.п. - они не видимы, не феноменальны и не идеальны=

Да, их я называю теоретическими объектами. Существует, однако, некая наша практика, в которой мы имеем дело с этими объектами - это концептуализация.
Наконец, в мышлении мы имеем дело с мыслями об этих объектах.

Reply

meixon January 16 2010, 12:25:39 UTC
Я согласен с тем, что "МЫСЛИМОЕ ФЕНОМЕНАЛЬНО", но утверждение "что феномены мышления находятся в одном ряду с чувственно воспринимаемым" можно понять превратно. Феномены мышления даны нам иначе, чем феномены чувственного восприятия. Феномены мышления даны нам благодаря тому, что мы сами мыслим, мы деятельно реализуем мысль.
"Все другое в нашем образе мира носит именно такой характер, что оно должно быть дано, если мы хотим его пережить; только при понятиях и идеях наступает еще и обратное: мы должны их произвести, если хотим их пережить"

Reply

alexeigrekov January 16 2010, 14:12:19 UTC
Вы исходите из предпосылки, что мы мыслим о чем захотим и как захотим?
Я полагаю, она неверна. Не то чтобы у нас вообще не было никакой свободы мысли, но понятие это нуждается в переосмыслении.
Поэтому утверждение, что мы производим понятия и идеи, является спорным. Как минимум, дело обстоит тут по-разному в случае понятий и в случае идей.

Reply

meixon January 16 2010, 14:29:20 UTC
Скажу иначе, мы воспроизводим в своем мышлении понятия и идеи. Понятия и идеи объективны, но мы в своем мышлении должны их еще раз воспроизвести, чтобы состоялась мысль.

Reply


Терминологический офтоп ruthinker January 16 2010, 07:45:00 UTC
Если мы говорим о различии идеальноо и феномена и употребляем при этом термин "прафеномен", то логично для балланса ввести также и понятия "праидеального".

Reply

Re: Терминологический офтоп meixon January 16 2010, 12:41:20 UTC
Не понятно, зачем вам понятия "праидеального"? В какой ситуации возникает это понятие?

Reply

Re: Терминологический офтоп ruthinker January 16 2010, 13:38:43 UTC
Извините, я не вникал в развитие Ваших идей, просто следуя терминологии, предполагаю. Вот Вы же различаете понятия феномена и прафеномена? На каком основании?

Reply

Re: Терминологический офтоп meixon January 16 2010, 13:57:33 UTC
Я различаю понятия феномена и прафеномена на том основании, что феномены могут быть результатом случайного сочетания прафеноменов, например, феномен замедляющегося движения тела по горизонтальной поверхности складывается из прафеномена инерциального движения и феномена трения.
Я согласен, что в определенном смысле можно говорить о "праидеальном", например, в отношении предельных категорий мышления, или в отношении аксиом геометрии.

Reply


Leave a comment

Up