25.06.2016
Подготовка к субботнику велась в течение всей недели. Определялся объем работ, инструмент, расходные и строительные материалы. По дороге заехали на строительный рынок, купили почти все необходимое. Пробки, пробки, пробки... В результате на место приехали почти в одиннадцать.
Я поставил стремянку, донес инструмент и купленные на рынке материалы, открыл самолет, проветрил и тут позвонил Илья с просьбой встретить его на станции, так как он был с большим рюкзаком. В итоге подошли к самолету и занялись непосредственно им лишь к часу дня. Как обычно и бывает, ввиду множества причин, начало работ задерживается и потом к вечеру приходит чувство искреннего удивления, почему же не хватает времени и не выполнено то, что задумано.
Задачей Ильи было определение мест скопления воды в трюме, удаление ее оттуда, фиксация мест коррозии с тем, чтобы в дальнейшем принять меры к ее нераспостранению. Моя задача с Андреем - принятие антивандальных мер, работы по герметизации.
Илья достал пылесос и спустился в трюм нашего лайнера, где нас ожидали не очень приятные находки. Пропитанный водой утеплитель, лужи на полу и начавшаяся коррозия элементов силовой схемы фюзеляжа.
Илья в трюме
Результатом его изыскательской деятельности стало обладание несколькими литрами грязной жижи из трюмного пространства нашего воздушного судна:
В ходе работы было решено изменить стратегию реставрационных работ на борту. Решили сложить в салон все обломки блоков оборудования, отовсюду, где оно было установлено. Кабина, подпольное пространство, техотсеки и т.п. Дальше их сфотографировать, идентифицировать, решить, что из этого возможно восстановить (внешний вид). Определить места установки, сгруппировать электроразъемы, чтобы в дальнейшем по возможности наполнить самолет блоками. Илья планирует восстановить функциональность некоторых систем самолета. Вот такая небольшая, скромная задача!!! Не откладывая в долгий ящик, он залез с блоком питания в распределительную коробку освещения салона, поискрил там, и у нас загорелись плафоны освещения переднего и заднего вестибюлей!!! А также и подсветка ступени центроплана!!! Возможно, это первое включение электропотребителей самолета за последние 37 лет!!! (за последние лет десять это точно)
Панели пола и всевозможные люки и лючки также решено оставить открытыми с целью лучшего испарения влаги. Может со временем придумаем какую нибудь систему вентиляции, а пока пусть все испаряется естественным способом и вентилируется через сбросные клапана.
Андрей ставил «секретку», которая, надеемся послужит повышению антивандальной защиты борта.
Я демонтировал заплатку, прикрывающую выбитый иллюминатор, прогнал метчиком отверстия крепления полуколец фиксации иллюминаторов, подтянул болты полуколец иллюминатора, вставленного в прошлый раз, вставил новый иллюминатор взамен выбитого, собрал весь пакет вместе.
Было:
Стало:
Иллюминатор от Ту-134 подошел. Хотели так же вставить иллюминатор выбитый на люке аварийного выхода, но выяснилось, что у нас нет проставки и внутреннего стекла иллюминатора. К счастью, не успели демонтировать заплатку.
Решили, что к следующему субботнику Илья раздобудет недостающие детали, мы вставим все-таки иллюминатор, и тогда у нас будет полный комплект!
Илья с помощниками обошел соседние самолеты, и вернулся с большим подарком! Каким то образом на одном из самолетов оказалась дверь закабинного приборного отсека от нашего Ту-104! Илья тут же установил ее на место, шкаф аппаратуры теперь у нас закрыт, и не пугает зияющей пустотой отсутствующих блоков и обрезками кабелей, откушенных Недосапиенсами.
После этого мы втроем посетили соседа, Ил-18. Картина пожара на борту апокалиптическая. Выгоревший второй салон, пустая кабина и первый, следы верхового пожара в третьем.
Вышеупомянутым существам там поживиться нечем. Но наш неугомонный Илья и тут нашел где поразить нас живучестью отечественной техники. И свет на потолке оплавленного салона загорелся, отбрасывая причудливые тени от кусков обугленной обивки.
Порадовавшись, что и тут нашелся энтузиаст, взявшийся за тяжелейшую задачу восстановления самолета практически из пепла, мы попрощались с Ил-18 и вернулись на свой борт.
В оставшееся время больших дел не затевали. Переносились остатки блоков из одной кучи в другую, ребята замеряли радиационный фон в кабине. Решено в ближайшее время постараться провести уборку, пропылесосить, помыть кабину, чтобы обезопасить себя от возможности поймать какую то нежелательную частицу. Оценивали, что можно провести в ближайшее время. Решено попробовать закачать АМГ-10 в правую амортстойку, чтобы наконец избавить самолет от многолетнего правого крена. Также решено залить АМГ-10 в гидросистему, и попробовать прокачать для удаления воздушных пробок. Возможно, это будет первая система с восстановленной функциональностью.
В конце я попробовал помыть самолет. Я вышел на мотогондолу двигателя, и помыл два квадратных метра обшивки. Результат удивил наглядностью, и я пришел к выводу, что невзирая на кажущуюся огромную трудоемкость данного процесса, все реально.
Обеспечить подвоз воды и два человека за три субботника вполне способны отмыть самолет до вполне приличного состояния. Решено понемногу продвигаться и в этом направлении.
Осилив тяжелейшую задачу планирования грандиозных свершений на следующий субботник, мы в семь часов закрыли самолет и поехали по домам...