Две вещи - вывели меня из равновесия (в хорошем смысле) за последнее время.
1. Я всерьез занялся фиксацией в аудиоформате своих классов. Это позволило достаточно быстро создать важный фрагмент для моего курса. Но, у всего есть плюсы и минусы, занявшись аудио - я почти забросил текстописание.
2. Я периодически пытаюсь начать конструктивно-творческий диалог о еврейском искусстве жизни с ведущими спецами в новейших областях психологии (спецы - неевреи).
Спецы - действительно работают классно, и им интересно понять, что же такого особенного в нашей еврейской системе. Но, разница в языке описания - создает барьер непонимания.
Вчера я возобновил свой диалог с особо "продвинутыми" спецами, и понял, что первый шаг - написать некое введение в духовную работу на общедоступном языке.
При этом, я недавно столкнулся с двумя удачными попытками универсального описания еврейского опыта.
а) на русском языке - это блестяще делает рав Ашер Кушнир - в цикле "Анатомия... души".
б) на английском - подобную задачу - решает рав Дэвид Аарон (David Aaron).
Так что я не одинок в своей попытке "раскрытия наших карт".
Кстати, интересно, что когда-то все евреи были внутри традиции, а неевреи - снаружи, и все "свои" имели "ключи доступа", и это было нормально. Сейчас большая часть "своих" - в лице ассимилированных евреев - перешла в наружный лагерь, уподобившись неевреям. Поэтому, переведя наши идеи на язык "внешнего непосвященного", мы не только раскрываем карты "несвоим" (что кстати - "не жалко", ведь мы же зовемся - "Свет - для народов"), но, что очень важно - протягиваем руку своим же, которые получают реальный шанс понять нашу внутреннюю динамику на универсальном языке (без привлечения специфических терминов).
Итак, предварительный набросок введения. Редактура, замечания, исправления - приветствуются весьма.
Еврейская духовная практика - общее введение.
Еврейская духовная практика - требует правильной модели для осознания принципа ее работы.
Одним из главных (ключевых) моментов - является
1. силовая динамика
2. Продвижение на более тонкие уровни этой динамики.
Рассмотрим подробнее первый пункт.
В самом общем виде человек рассматривается как набор трех объектов.
В самом общем виде они называются:
- животное начало - оно же Ецер а-Ра - оно же сила инерции
- духовное начало- оно же Ецер а-Тов - оно же сила развития.
- и, наконец, тот кто решает решающее начало - делает выбор между интересами двух первых начал.
Стартовые условия:
Ж.Н. - имеет естественно развитое (готовое к употреблению) состояние.
Д.Н. - в начале практически равно нулю.
Р.Н. - беспрекословно подчиняется Ж.Н. (в связи с отсутствием конкуренции).
Согласно классическому пониманию, полноценное Д.Н. - может быть включено в момент бар (бат) мицвы - у мальчиков 13 лет, у девочек 12 лет, - оно же момент совершеннолетия.
Возникает проблема - как Р.Н. - сможет перенастроиться на обслуживание интересов Д.Н, - если оно до этого работало сугубо на Ж.Н.
Есть два сценария - первый традиционный.
Ребенок - до совершеннолетия находится под опекой родителей и школы (религиозной).
Тогда к Р.Н. ребенка подсоединяется авторитет Р.Н. родителя и учителя.
Ребенок, для начала просто вынужденный подчиниться силе родителя и учителя - действует (вопреки своей внутренней природе) в сторону интересов Д.Н.
Кстати, согласно модели возрастных кризисов - начиная с 7 лет - возможно загрузить ребенка чем-то, что не вызывает его личного интереса. До этого - даже «насилие» родителя работать не будет.
Итак, в традиционной ситуации - Р.Н. ребенка постепенно учится реагировать на интересы Д.Н. - поддержанные авторитетом родителя и учителя. По мере взросления ребенка происходят две вещи:
1. Чем взрослее ребенок, тем труднее его заставить. Т.е. авторитет родителя начинает иметь все меньшее влияние.
2. По мере уменьшения внешнего давления, внутренний опыт Р.Н. ребенка начинает потихоньку брать «бразды» в свои руки. И к возрасту бар-мицвы, родитель «полностью» передоверяет правление Р.Н. ребенка.
Сценарий нетрадиционный - самый загадочный. В ситуации ассимилированного еврейства (как в бывшем совке, так и в Америке) ребенок не получает от родителя нужной поддержки. И к возрасту бар-мицвы, Р.Н. подростка остается в неведении о своей задаче.
Такой человек, с очень большой вероятностью, может всю жизнь прожить под монопольным контролем Ж.Н. и не начать работать в своем «основном» режиме.
Поэтому, самый парадоксальный процесс - на иврите он называется «тшува» (у этого слова много значений, берется самое глобальное) - добровольный переход человека в рабочий режим Р.Н.
Мы пока отставим в сторону то, как вообще может произойти тшува - «добровольно» - посмотрим, как выглядит изнутри взаимодействие трех начал.
Система условно напоминает тренажер.
В тренажере существует «пружина» (элемент сопротивляющийся С.Э.), которая «тянет назад» и человек ПРЕОДОЛЕВАЯ силу пружина - тянет в противоположную сторону. В результате работая с усилием над С.Э. - формируются «мышцы».
Та же идея происходит в силовой динамике еврейского подхода.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: сравнивая еврейский подход с другими религиозными системами, можно увидеть общее и различия.
Например, можно сказать (на определенном мета-языке), что цель духовной системы - установление внутренней тишины. При этом,дальневосточная практика ищет для этого наиболее оптимальные условия с помощью ухода от соблазнов (например, медитация в уединенном ашраме).
Еврейская традиция - специально тренирует человека в создании того же режима, но в ситуации «боевой».
Например, можете ли Вы думать о Вс-вышнем, когда у Вас в руках пирожное, которое Вы сейчас будете есть. Ж.Н. - возбуждается от пирожного (как собака Павлова) - а наша цель, при возбужденном Ж.Н. - произнести в «возвышенном» (термин пока условный) режиме специальное благословение - с упоминанием «интимных» имен Вс-вышнего.
Второй пример: можете ли Вы не возбудиться внутри во время горячего спора с женой. Человек, взявший на себя обет безбрачия, может научиться «в холостом режиме» лелеять внутреннюю тишину. Но «боевого» опыта он не наберет.
Если же человек научится быть внутренне устойчивым в окружении озабоченной супруги и орущих детей, одновременно требующих к себе внимания самыми разными способами, то такая внутренняя тишина будет дорого стоить.
Итак, ВАЖНЕЙШИМ аспектом еврейского подхода являются «боевые» условия выработки внутренних качеств.
Следующая ВАЖНЕЙШАЯ идея еврейского подхода - и здесь уже необходим современный психо-структурный подход - это наличие нескольких уровней взаимодействия Ж.Н. и Д.Н.
Самая простая практика (и к сожалению, многие ее считают за полноценную систему) - это работа с противодействием на уровне - ДЕЛАТЬ/НЕ ДЕЛАТЬ.
Так, например, начинающему практиковать традицию - первое время достаточно нелегко «заставить» себя произнести благословение перед едой. Даже сам факт того, что в этот момент - надо себя сдержать, вспомнить о необходимости благословения и просто произнести его, это уже достаточно нетривиальный фронт работ. По опыту моих учеников, даже самые зрелые и серьезные ученики (30-40 летние бизнесмены и ученые) осваивали базовый уровень в чтении короткого благословения перед едой в течении нескольких недель, а то и месяцев.
На базовом уровне существует достаточно ресурсов для роста.Так, например, заповедь «Учить Тору» - реализуется с помощью самостоятельного чтения
Книг (или Интернет-ресурсов) или выходов на уроки к Учителю.
Именно в еврейской духовной системе, человека на этом пути поджидает масса преград. За 12 лет своей работы, я насмотерлся на гигантскую коллекцию случаев, как взрослые и серьезные люди изобретали самые разные оправдания, (порожденные Ж.Н.), чтобы не дойти до урока.
И человек, который выработал в себе привычку к регулярной учебе - это уже достаточно «серьезная заявка» на достижение.
Итак, мы видим, что на базовом уровне - существует масса ступенек для поднятия себя в преодолении сопротивления - и поднимаясь по этим ступенькам человек действительно духовно растет.
«ХИТРЫЙ» ПЕРЕХОД.
Но здесь начинается самое интересное. Я назвал это - переход в высшую лигу.
На каком-то этапе, человек может закрепить в себе уровень уверенного практического выполнения заповедей так, что для него это практически не будет составлять усилий. (как для некоторых чистка зубов или утренняя пробежка).
Кстати, в традиционном воспитании, базовый прохо человек осуществляет с помощью системы (родители и учителя) и поэтому его заслуга в базовом проходе гораздо меньше того, кто в взрослом возрасте самостоятельно проделал этот путь по ступеням.
Но перейдем к самому интересному.
У нашего Ж.Н. неспроста есть еще одно название - сила инерции.
Самое коварное проявление Ж.Н. - это когда человек остановился на внешне-формальном уровне практического выполнения. Ж.Н. - нашептывает ему опасную мысль (ты уже достиг уровня праведности, расслабься, ты уже праведник) и такой человек может остановиться на пороге настоящей работы.
А в чем же заключается настоящая работа?
В более тонких вещах.
Когда мы сформировали базовые навыки (паттерны) выполнения заповедей, мы теперь можем заняться реализацией боле тонких механизмов работы.
Самый первый пример. Человек научился автоматически читать благословение перед едой. И теперь, не задумываясь, взяв в руки пирожное, человек совершенно автоматически произносит нужный текст и вонзается зубами в вожделенную цель. Очень вероятно, что произнесение текста, не оставило ни малейшего следа во внутреннем мире такого человека.
А в чем же секрет? Во-первых, мы должны понять, что подобное выполнение заповеди (автоматически бездумное прочтение благословения) - инициатива, идущая от нашего Ж.Н. Помним, что мы назвали его силой инерции. И роль этой силы, чтобы мы не смогли продвинуться (развиться) с помощью нашей заповеди, и выполнив ее автоматически, как бы прошли мимо ее глубинных свойств. При этом напомним, что наша животная природа (стремление вонзиться зубами в пирожное) чувствует себя в нас очень хорошо, и она даже не против, если мы по дороге пирожного ко рту скороговоркой произнесем заученный текст. На данном этапе - у нас ИСЧЕЗЛО ПРЕОДОЛЕНИЕ, и идея тренажера в таком выполнении заповеди - ИСЧЕЗЛА.
В чем же секрет? Теперь, когда мы готовы к работе в «высшей лиге» мы можем сделать много интересного. Например, сделать мини-паузу после каждого слова благословения. Или, вместо набрасывания на еду, но тем не менее держа ее перед собой, задуматься о том, что Вс-вышний (который в отличие от пирожного абсолютно не навязывает себя нам) готов к «диалогу» с нами именно в этот момент. Мы это видим из того, что существуют разной «силы» имена Вс-вышнего, и во время благословения перед едой, мы ПОЛУЧАЕМ ПРАВО обращаться к Вс-вышнему с самыми внутренними именами.
Разовьем нашу идею.
В нашем сознании - многие заповеди постепенно проделывают «накатанную дорожку» и выполнение заповедей в таком виде - становится класическим паттерном. Более того, самая интересная иллюстрация - текст молитвы у нас канонический, т.е. мы не придумываем каждый раз новые слова для молитвы (хотя можем вставить в определенные места свои вставки), а текст молитвы прекрасно зазубривается за несколько недель или месяцев ежедневной практики. Так что один и тот же текст - тоже «падает» в глубокую накатанную колею.
И здесь открывается ГИГАНТСКИЙ ПРОСТОР для выхода из этого паттерна - с помощью СОЗНАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ нашего Р.Н., которое тренируется разрабатывать свои БОЛЕЕ ТОНКИЕ МЕХАНИЗМЫ.
На уровне метафоры, сначала мы учились с помощью руки копать лопатой (глобальные действия), а теперь мы учимся тончайшим движениям пальцевой МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, например, паять тончайшие платы или играть сложные фортепианные концерты.
В этот момент важно сделать следующее замечание. Данная идея имеет одинаково важное значение и для людей, находящихся вне иудаизма, и для тех, кто успешно прошел первый базовый уровень.
Дело в том, что многие сторонние наблюдатели, пытаясь оценить - а стоит ли связываться - видят в качестве результата - людей после базового уровня (соблюдающих с помощью силы привычки). Такие люди не являются по-настоящему духовно-реализовавшими себя людьми. И те, кто рассматривают их в виде идеала - очень редко согласятся ставить перед собой такую цель.
И для «новеньких» - важно увидеть глобальную перспективу, а не простой промежуточный результат.
Ну, а сами «застрявшие» перед началом «высшей лиги» еще более нуждаются в понимании следующего этапа. Ведь, говорит наша еврейская мудрость еще одну важнейшую вещь - у нас нет понятия «стоим не месте». Если кто-то не развивается, то он постепенно сползает и деградирует. И поэтому, очень важно двинуться дальше, при чем - во всеоружии.
А теперь сформулируем особенности второго аспекта - утончения работающих механизмов.
Мы приводили метафору, сравнивающую базовый уровень - с мышцей-бицепсом, а продвинутый уровень - с уровнем мелкой моторики.
У этой метафоры есть несколько важнейших приложений.
Во-первых, у тонкой работы существуют свои правила, законы и технологии. И отработать их - наша важнейшая задача.
Но, во-вторых, самый приятный момент. Говорит наша традиция, что когда человеку посылается задача (работа для самосовершенствования), то сначала она посылается на очень тонком уровне. И лишь позже, если человек не распознал задачу, Вс-вышний переводит ее на более болезненный уровень (вместо булавочного укола - удар дубиной).
И поэтому, главным достоянием нашего пути будет избегание страданий.
Т.е. - если мы сможем отрабатывать наши действия - на тонком уровне, то они не перейдут на уровень более грубого вмешательства.
Еще более рельефный пример - антисемит, который отравляет нам жизнь, это увеличенный «бугорок» в нашем внутеннем мире - который мы можем проработать - ПРЯМО ВНУТРИ СЕБЯ. Если же мы бугорок проигнорировали, то к нам приходит антисемит, с монтировкой.
Итак, у нас появляются две задачи.
1. Распознавать тонкие сигналы.
2. Научиться отрабатывать их тонкими инструментами.
При этом, мы не забываем, что у нас остается главное условие - ситуация должна быть «приближенной к боевой». Т.е. - тонкие механизмы не отказываясь от семьи, а в кругу возбужденных детей. Тору мы учим - не в тишине библиотеки, а в очень шумном бейт-мидраше, где все почти кричат, создавая нам идеальные условия для настоящей тренировки концентрации внимания.
Но при этом, наша традиция разделяет раздражители на те, которые находятся в разумных рамках, и те, которые «зашкаливают».
И поэтому, наша традиция не переусердствует в «боевитости» условий, а разрабатывает их максимально адекватно.
Приведу сразу пример. Говорит традиция, что самое «безбашенное» в смысле слабо управляемое наше свойство - это тяга к противоположному полу. Это идет от инстинкта выживания через размножение. Поэтому, традиция четко регулирует баланс между тонкими инструментами сознания и максимально оглушающими позывами тела.
Именно поэтому, в синагоге - где мы выполныяем самые утонченные духовные «упражнения», т.е. там где работает молитва, мы ставим перегородку между мужской и женской частью. Потому что, один раз игриво подмигнувшая женщина способна вывести из равновесия молящегося мужчину.
И важно подчеркнуть, мы не говорим о том, что мы отказываемся от борьбы с собой на этом фронте - мы утверждаем, что не любая борьба - конструктивна. Более того, борьба - огрубляет многие вещи. И для того, чтобы сохранить тонкие и нежные чувства к своей жене, самое худшее - это ходить в места с нескромно одетыми женщинами и учиться удерживать свои желания.
Кстати, приведу маленький пример. Один мой дальний знакомый, в «дорелигиозном прошлом» увлекался бальными танцами. И перетанцевал с разными девушками (именно перетанцевал, а не то, что Вы подумали). И вот, когда настало время заняться женитьбой, он обнаружил, что у него атрофировались утонченные чувства к противоположному полу. Та близость, которая возникает в танцах между партнерами (даже если она не переходит рамки танцев) - запускает вначала очень сильные импульсы и позывы. И человеку, чтобы чувствовать себя адекватно, приходится «глушить в себе» стреление к женщине. Это подобно тому, как человек попадает на работу в кондитерскую фабрику и начинает есть всевозможные пирожные. Через какое-то время его вкусовые рецепторы загрубеют так, что он уже не сможет насладиться утонченной вкусовой гаммой пирожного, да и влечение к сладкому у него надолго отобьется.
Поэтому, еврейское искусство жизни - это правильный баланс.
С одной стороны, мы создаем «боевые»-тренажерные ситуации для формирования духовных мускулов нашего Р.Н.
С другой стоороны, мы поддерживаем баланс раздражителей, не ставя себя в ситуацию, когда длительная борьба атрофирует у нас «тонкую моторику» души.
Кстати, еще один интересный пример. Один из самых популярных еврейских мудрецов в Израиле несколько десятков лет назад - Баба Сали. Его авторитет в кругах сефардского (выходцы из азиатских стран) еврейства был непререкаем. Опишем два ключевых момента его биографии.
1. Он был чрезвычайно щепетилен в выборе раздражителей. Так, он никогда не смотрел на себя в обнаженном виде. (Замечу, что это не закон, а взятая им на себя дополнительная практика).
2. Он обладал уникальной чувствительностью и проницательностью. Когда к нему приходили люди со своими проблемами, он очень точно настраивался на их внутренний мир и абсолютно точно «диагностировал» духовные проблемы посетителей, выдавая максимально эффективные рекомендации.
При этом он не был отшельником, у него была жена, дети и жил он не в пустынном ските, а в обычном городе.
Так вот, правильно сбалансированная духовная работа - позволила ему выработать особо «тонкую моторику» души, которая давала ему доступ к самы тонким сигналам Вс-вышнего. И люди, получившие от него правильный ключ к «сигналам Свыше» могли не дожидаться грубых ударов судьбы, которая доставалась тем, кто не умеет работать с «тонким» материалом.
Итак, подведем предварительный итог.
1. Главный аспект еврейской духовной работы - умение тренировать Р.Н. с помощью правильно активированного Ж.Н., преодолевая которое, мы формируем духовные мышцы.
2. У активации Ж.Н. существуют правильные рамки. Чрезмерно активировав Ж.Н. (это особо касается отношений с противоположным полом и с наготой тела) - мы не сможем выйти на уровень тонкой работы, т.к. грубые «сигналы в эфире» не пропустят в наш приемник «голос тонкой тишины».
3. И, наконец, наша главная цель - перейти от базового выполнения практических заповедей по «накатанной колее» к работе «тонкой психо-моторики» - учас внутри заповедей различать тонкие механизмы, основанные на особенностях нашей психики - которые мы можем развить.
4. И, наконец, особо важный пункт - принимая сигналы на «тонком уровне», мы не доводим ситуацию до ударов «грубой силы», которые сваливаются на нас именно тогда, когда мы не разрабатываем свою «тонкую» сферу. Так что, разработанная тонкая сфера - избавляет нас от большинства страданий в жизни, делая наш духовный путь - ПУТЕМ РАДОСТИ и духовно-развивающей работы над собой.
А теперь - займемся тактикой - разработкой «тонкой моторики».
Продолжение следует.